Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФИЛО́Н АЛЕКСАНДРИ́ЙСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 364

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

ФИЛО́Н АЛЕКСАНДРИ́ЙСКИЙ, Фи­лон Иу­дей (греч. ΦίλωνΙουδαῖος , лат. Philo Ju­daeus) (ок. 15 до н. э. – ок. 50 н. э.), иудей­ско-эл­ли­ни­стич. бо­го­слов и ре­лиг. фи­ло­соф. Про­ис­хо­дил из бо­га­той и влия­тель­ной евр. се­мьи (жреч. ро­да) из Алек­сан­д­рии, где его брат, Алек­сандр, был офиц. гла­вой евр. об­щи­ны. В 39 н. э. Ф. А. воз­гла­вил по­соль­ст­во алек­сан­д­рий­ских ев­ре­ев в Рим с пе­ти­ци­ей к имп. Ка­ли­гу­ле. Го­во­рил и пи­сал по-гре­че­ски и имел рим. гра­ж­дан­ст­во, Вет­хий За­вет знал толь­ко в греч. пе­ре­во­де Сеп­туа­гин­ты. Глу­бо­кое зна­ние Биб­лии со­еди­ня­лось у Ф. А. с раз­но­сто­рон­ним зна­ни­ем греч. фи­ло­со­фии, пре­ж­де все­го Пла­то­на, сред­не­го пла­то­низ­ма и стои­циз­ма, а так­же Ари­сто­те­ля и не­опи­фа­го­ре­из­ма (Кли­мент Алек­сан­д­рий­ский на­зы­ва­ет его «пи­фа­го­рей­цем»). Со­хра­нив­шее­ся об­шир­ное лит. на­сле­дие Ф. А. рас­па­да­ет­ся на три груп­пы со­чи­не­ний: эк­зе­ге­ти­че­ские; ис­то­ри­че­ские и апо­ло­ге­ти­че­ские; фи­ло­соф­ские.

Из­ло­же­нию за­ко­на по­свя­ще­ны «Жиз­не­опи­са­ние Мои­сея», пред­став­лен­но­го как царь, за­ко­но­да­тель, жрец и про­рок, «Тол­ко­ва­ние на Пя­ти­кни­жие» (10 со­чи­не­ний, в т. ч. трак­тат «О со­тво­ре­нии ми­ра», об­на­ру­жи­ваю­щий силь­ное влия­ние пла­то­нов­ско­го «Ти­мея» и рас­смат­ри­ваю­щий со­тво­ре­ние ми­ра как кос­мо­ло­гич. ос­но­ва­ние за­ко­на), «Об Ав­раа­ме», «Об Ио­си­фе», «О де­ка­ло­ге», «О ча­ст­ных за­ко­нах». 19 трак­та­тов со­дер­жат ал­ле­го­рич. ком­мен­та­рии к биб­лей­ско­му тек­сту («Ал­ле­го­рии за­ко­нов», «О хе­ру­ви­мах», «О жерт­во­при­но­ше­ни­ях», «О по­том­ст­ве Каи­на», «О ги­ган­тах», «О не­из­ме­няе­мо­сти Бо­га», «О зем­ле­де­лии», «О пьян­ст­ве», «О трез­во­сти», «О сме­ше­нии язы­ков», «О пе­ре­се­ле­нии Ав­раа­ма», «Кто на­след­ник бо­же­ст­вен­но­го» и др.). Ис­поль­зуя сто­ич. ме­тод ал­ле­го­рич. тол­ко­ва­ния Го­ме­ра, Ф. А. на­хо­дит в Вет­хом За­ве­те пи­фа­го­рей­ско-пла­то­нич. уче­ние о стрем­ле­нии ду­ши к бо­же­ст­вен­но­му со­вер­шен­ст­ву, о жиз­ни как пу­ти к Бо­гу, за­вер­шаю­щем­ся обо́­же­ни­ем (тео­зис). «Во­про­сы и от­ве­ты на кни­гу Бы­тия» и на «Ис­ход» со­хра­ни­лись толь­ко в лат. пе­ре­во­де 4 в. и арм. пе­ре­во­де 6 в.; за­им­ст­во­ван­ная из греч. тра­ди­ции ком­мен­та­ри­ев к Го­ме­ру во­про­со-от­вет­ная фор­ма «про­блем», или «во­про­сов», при­ме­не­на здесь к биб­лей­ско­му тек­сту.

Трак­та­ты «Про­тив Флак­ка» и «По­соль­ст­во к Гаю» опи­сы­ва­ют со­бы­тия 38–40 в Алек­сан­д­рии и Ри­ме. «Апо­ло­гия ев­ре­ев» – ис­то­рия про­ис­хо­ж­де­ния, обы­ча­ев и за­ко­нов евр. на­ро­да.

Фи­лос. со­чи­не­ния Ф. А. поч­ти не со­дер­жат ссы­лок на Биб­лию и иу­да­изм и ле­жат в рус­ле по­стэл­ли­ни­стич. греч. фи­ло­со­фии; они ка­са­ют­ся ме­та­фи­зи­ки («О веч­но­сти ми­ра», «О про­ви­де­нии»), эти­ки («О том, что вся­кий до­б­рый че­ло­век сво­бо­ден»), пси­хо­ло­гии («Алек­сандр или о том, что и ди­кие жи­вот­ные на­де­ле­ны ра­зу­мом»). В рус­ле ти­пич­но­го для всей по­стэл­ли­ни­стич. фи­ло­со­фии (на­чи­ная с 1 в. до н. э.) стрем­ле­ния к син­те­зу клас­сич. фи­лос. тра­ди­ций Ф. А. по­ни­ма­ет Бо­га че­рез приз­му пла­то­нич. уче­ния о бы­тии, про­кла­ды­вая путь апо­фа­тич. бо­го­сло­вию: сущ­ность Бо­га не­по­зна­вае­ма, че­ло­век мо­жет знать толь­ко то, что Бог есть, но не чтó он есть. На ран­не­хриcтианскую мысль ока­за­ли влия­ние две фун­дам. идеи фи­лос. тео­ло­гии Ф. А. – идея ло­го­са, за­им­ст­во­ван­ная у стои­ков, и идея бла­го­да­ти. Ло­гос, или Сло­во Бо­жие, вы­сту­па­ет у Ф. А. как ас­пект Бо­га и вме­сте с тем как не­что са­мо­су­щее, как по­сред­ник ме­ж­ду не­твар­ным гор­ним ми­ром и ми­ром че­ло­ве­че­ским.

Как позд­ней­ший иу­да­изм, так и позд­не­ан­тич­ные фи­ло­со­фы пол­но­стью иг­но­ри­ро­ва­ли на­сле­дие Ф. А.: син­тез иу­да­из­ма и эл­ли­низ­ма был не­при­ем­лем для них. Со­чи­не­ния Ф. А. име­ли ус­пех в сре­де ран­них хри­сти­ан­ских пи­са­те­лей, осо­бен­но у Кли­мен­та Алек­сан­д­рий­ско­го, его ци­ти­ру­ют так­же Ори­ген, Гри­го­рий Нис­ский, Ам­вро­сий Ме­дио­лан­ский, Ие­ро­ним Бла­жен­ный, Ав­гу­стин, за­им­ст­вуя у не­го приё­мы ал­ле­го­рич. тол­ко­ва­ния Биб­лии. Бла­го­да­ря от­цам Церк­ви со­чи­не­ния Ф. А. со­хра­ни­лись до на­ших дней.

Соч.: Opera quae super­sunt omnia / Ed. L. Cohn, P. Wendland, S. Rei­ter. Berolini, 1896–1915. Vol. 1–6; Про­тив Флак­ка. О по­соль­ст­ве к Гаю // Ио­сиф Фла­вий. О древ­но­сти ев­рей­ско­го на­ро­да. М.; Ие­ру­са­лим, 1994; О том, что худ­шее склон­но на­па­дать на луч­шее // Вест­ник древ­ней ис­то­рии. 1999. № 2–3; Тол­ко­ва­ния Вет­хо­го За­ве­та. М., 2000; О пьян­ст­ве // Вест­ник древ­ней ис­то­рии. 2003. № 1–2.

Лит.: Му­ре­тов М. Д. Фи­ло­со­фия Фи­ло­на Алек­сан­д­рий­ско­го в от­но­ше­нии к уче­нию Ио­ан­на Бо­го­сло­ва о ло­го­се. М., 1885; Heinemann I. Philons griechische und jüdische Bildung. Breslau, 1932. Darmstadt, 1962; Runia D. T. Philo in early Christian literature: A survey. Assen, 1993; idem. Philo and the Church Fa­thers. Leiden; N. Y., 1995; Cohen N. G. Philo Judaeus: His universe of discourse. Fr./M.; N. Y., 1995; Birn­baum E. The place of Judaism in Philo’s tho­ught. Atlanta, 1996; Borgen P. Philo of Ale­xandria: An Exegete of his time. Leiden, 1997; Сав­рей В. Я. Алек­сан­д­рий­ская шко­ла в ис­то­рии фи­ло­соф­ско-бо­го­слов­ской мыс­ли. М., 2006; Шенк К. Фи­лон Алек­сан­д­рий­ский: Вве­де­ние в жизнь и твор­че­ст­во. М., 2007; Kamesar A. The Cambridge сompanion to Philo. Camb., 2009; Philon d’Alexandrie: Un penseur à l’intersection des cultures gréco-romaine, orientale, juive et chrétienne / Éd. B. Decharneux, S. Inowlocki. Turnhout, 2011; Hadas-Lebel M. Philo of Alexandria: A thin­ker in the Jewish diaspora. Leiden; Boston, 2012; McFarland O. God and Grace in Philo and Pa­ul. Leiden; Boston, 2015; Kaiser O. Philo von Alexandrien. Gött., 2015.

Вернуться к началу