МУЖИ́ АПО́СТОЛЬСКИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУЖИ́ АПО́СТОЛЬСКИЕ (греч. ἀποστολιϰοὶ ἄνδρες, лат. viri apostolici), апостольские отцы (греч. ἀποστολιϰοὶ πατέρες, лат. patres apostolici), общее наименование христианских церковных писателей – учеников святых апостолов или свидетелей апостольской проповеди (2-я пол. 1 – нач. 2 вв.). Термин «М. а.» используется с целью объединить произведения послеапостольской церковной лит-ры до периода апологетов раннехристианских. К М. а. относят священномучеников Климента I Римского (автора Послания к Коринфянам; т. н. 2-е Послание к Коринфянам ему не принадлежит), Игнатия Антиохийского Богоносца (автора Посланий к Эфесянам, Магнезийцам, Траллийцам, Римлянам, Филадельфийцам, Смирнянам и Поликарпу), Поликарпа Смирнского (автора Послания к Филиппийцам), Папия Иерапольского [автора соч. «Изъяснения речений Господних» (сохранились небольшие отрывки)], а также Ерму (автора кн. «Пастырь»), ошибочно отождествлявшегося с Ермом, апостолом из числа 70. Кроме того, к лит-ре М. а. относят Дидахэ (или «Учение 12 апостолов») и Послание, надписанное именем ап. Варнавы.
Многие творения М. а. объединялись уже в древности, о чём свидетельствует, напр., греч. рукопись б-ки Иерусалимского патриархата (Hieros. Patr. 54; 1056; протограф восходит к 4–5 вв.), содержащая послания Варнавы, Климента, Игнатия и Дидахэ. Некоторые из них в древней Церкви имели авторитет Священного Писания, читались за богослужением и включались в списки Библии (Послание Варнавы и «Пастырь» Ермы входят в состав Синайского кодекса 4 в., оба послания Климента – в состав Александрийского кодекса 5 в.). Впоследствии в связи с окончательным формированием канона библейского они были исключены из канона (Евсевий Кесарийский относит «Пастырь» Ермы, Послание Варнавы и Дидахэ к разряду апокрифич. книг), но продолжали использоваться в качестве книг, полезных для назидания.
По тематике и стилистике большинство творений М. а. близки к новозаветным апостольским посланиям (исключение составляет «Пастырь» Ермы, написанный в жанре апокалипсиса, а также Дидахэ – литургико-канонич. лит. памятник). Они содержат преим. нравственные, богослужебные, канонич. и вероучительные наставления. Являются важнейшим источником по истории христианской Церкви первых послеапостольских десятилетий.