АПО́СТОЛЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АПО́СТОЛЫ (от греч. ἀπόοστολος – посланник, вестник), ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные Им и посланные на проповедь Евангелия и устроение Церкви. В Новом Завете в большинстве случаев А. называются 12 наиболее близких учеников Иисуса Христа и ап. Павел. Это наименование также прилагается к Варнаве наряду с Павлом (Деян. 14:4,14), к Андронику и Юнии (Рим. 16:7).
Суть служения А. выражена в богословии ап. Павла и Евангелиях: апостол – личный посланник Бога через Иисуса Христа (Гал. 1:1). Апостольское служение есть прежде всего проповедь (1 Кор. 9:16–17), совершение таинств и др. богослужений (Мф. 28:19; Ин. 4:2; 1 Кор. 1:14,16). Число А. – 12 – глубоко символично. Подобно сыновьям Иакова, основоположникам 12 колен евр. народа, А. должны стать во главе Церкви Христовой – центром, вокруг которого соберётся новый эсхатологический Израиль; именно они будут в последний день судить 12 колен нового Израиля (Мф. 19:28).
Имена А. приводятся в синоптических Евангелиях и Деяниях: списки начинаются с ап. Петра (приводится его первое имя – Симон; ср. Ин. 1:42); во всех списках названы Филипп и Иаков Алфеев. В списках синоптических Евангелий на последнем месте стоит впоследствии отпавший Иуда Искариот (не упомянутый в Деян. 1:13 и заменённый в Деян. 1:26 на Матфия, избранного по жребию на его место). Во всех четырёх списках в разной последовательности названы также: Андрей (брат ап. Петра; см. Андрей Первозванный), Иаков Зеведеев и его брат Иоанн (см. Иоанн Богослов), Варфоломей, Фома и Матфей (согласно Мк. 2:14 и Лк. 5:27, его звали Левий). Упомянутый во всех списках ап. Варфоломей (арамейск. «сын Толами») обычно отождествляется с отсутствующим в этих списках Нафанаилом, о котором сообщает евангелист Иоанн. Его полное арамейское имя в таком случае было Натанаэль бар-Толами. Употреблением неск. имён для обозначения одного и того же лица объясняется и тот факт, что ап. Иуда, которого евангелист Лука, чтобы избежать путаницы с Иудой Искариотом (ср.: Ин. 14:22), называет Иудой Иаковлевым, в перечнях евангелистов Матфея и Марка назван соответственно Фаддеем (евр. «хвалящий») или Леввеем (евр. «сердечный»). Ап. Симон у Матфея и Марка назван Кананитом, что указывает на его приверженность Закону Моисееву или принадлежность к партии «ревнителей» – зелотов.
Евангелист Лука сообщает также о послании Иисусом на миссию 70 (в некоторых древних рукописях 72) А. (Лк. 10:1–2). Как и 12, число 70 имеет религ. символику, метафорически указывая на все языческие народы, населяющие землю, и в случае 72 – на весь Израиль [ср. 70 народов, произошедших от сыновей Ноя (Быт. 10:2–20)]. 72 соответствует шестикратно умноженному числу колен Израилевых.
До кон. 2 в. н. э. странствующие проповедники Евангелия также назывались А. (Дидахэ, 11). Служение в церкви по распространению веры и ныне называется равноапостольным. Так, равноапостольными почитаются Нина, просветительница Грузии, вел. кн. Владимир, свт. Николай Японский и др.
Иконография
Наиболее ранние изображения 12 А. – на фресках рим. катакомб (3–4 вв.). А. облачены в туники с клавами и паллиумы, с 6 в. предстают в хитонах и гиматиях, с нимбами. Их облик почти сразу же индивидуализируется: за каждым А. закрепляются определённые возрастные и физиогномические характеристики, а иногда и цвета одежд. Атрибуты А. – книги (Евангелия), позднее – орудия их мученических страстей; у ап. Петра – ключ (с сер. 4 в.). 12 А. вокруг Христа изображались на фресках раннехристианских катакомб, на рельефах реликвариев и саркофагов, в мозаиках (Арианский баптистерий в Равенне, ок. 520); ок. 5 в. в иск-ве появляется мотив Тайной вечери. С кон. 5 в. медальоны с 12 А. помещались в алтаре. В 6 в. в алтарных росписях появляется иконографич. сюжет «Причащение апостолов». В послеиконоборческий период фигуры 12 А. помещали в простенках между окнами барабана купола (Софийский собор в Киеве, 1-я пол. 11 в.). С 12 в. в Византии известен апостольский деисус – А. вместе с Богоматерью и св. Иоанном Предтечей предстоят Господу Вседержителю. В это же время в Зап. Европе изображения 12 А. появляются на антепендиумах и алтарях-ретабло. В рус. церковную практику апостольский деисус введён в сер. 17 в. патриархом Никоном. «Собор 12 апостолов» как икона соответствующего праздника имеет 2 варианта. Более ранний вариант – 12 А., стоящих в 2 ряда, с Петром и Павлом в центре; с 15 в. – полуфигуры 12 А. в завитках лозы, с Христом, Богоматерью и св. Иоанном Предтечей («Союзом любве связуемы апостолы»). А. присутствуют в ряде евангельских сюжетов (Преображение Господне, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Сошествие Св. Духа), а также в композициях «Успение Богоматери», «Страшный суд», «Всякое дыхание да хвалит Господа», «Суббота всех святых» и пр. С 8–9 вв. известны циклы деяний, страданий и проповеди А. (триклиний папы Льва III в Латеранском соборе в Риме, 795–816). Жития А. во многом носят апокрифич. характер; чаще встречаются житийные циклы апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова. А. из числа 70 известны по храмовым росписям (обычно на арках) и по иллюстрациям месяцесловов.