АНДРЕ́Й ПЕРВОЗВА́ННЫЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНДРЕ́Й ПЕРВОЗВА́ННЫЙ, в христианстве один из двенадцати апостолов. Родом из Вифсаиды (Ин. 1, 44), брат ап. Петра. А. П. рыбачил на Тивериадском оз. («море Галилейском»), входил в общину Иоанна Крестителя (Ин. 1, 35). Одним из первых (Мф. 4, 18–20) или первым (Ин. 1, 40–41) призван Иисусом Христом в число апостолов (отсюда – Первозванный). Согласно одной апокрифич. традиции («Деяния апостола Андрея»), А. П. начал проповедь на юж. берегу Чёрного м., двигаясь через Понт и Вифинию на запад, где посетил Византий (будущий Константинополь), Фракию и Македонию. Др. традиция, восходящая к 1-й пол. 3 в., отражена у Евсевия Кесарийского, цитировавшего Оригена, который утверждал, что апостольским уделом А. П. была Скифия. Позднейшие обработки Псевдо-Епифания (6–7 вв.) и ряда визант. авторов (в т. ч. Епифания Монаха в «Житии Андрея», ок. 815–843) объединили обе традиции, обосновав апостольское происхождение константинопольской кафедры и посещение А. П. Крыма (в т. ч. Херсонеса) и Причерноморья. Согласно церковному преданию, А. П. был распят по распоряжению рим. магистрата в греч. г. Патры на кресте, имевшем форму буквы «Х» (т. н. андреевский крест).
В рус. летописях (прежде всего, в «Повести временных лет») А. П., прибывший из Синопы в Корсунь (Херсонес), узнал о близости Днепровского устья и «въсхотѣ поити в Римъ»; поднявшись вверх по Днепру, он благословил место будущего Киева, а затем направился на север, в землю словен, где позднее возник Новгород. Оттуда А. П. отбыл в Рим, а затем в Синопу (Полное собрание русских летописей, т. 1, стб. 7–9).
На Руси с 11 в. начинается рост почитания А. П. как «покровителя Руси», строительство храмов и монастырей в его честь. С 12 в. в рус. Прологе и Великих Четьих-Минеях развивается традиция сказаний об А. П. и его хождении на Русь. В сер. 16 в. в «Степенной книге» (1560–63) были зафиксированы местные новгородские предания о проповеди А. П. в земле Русской, в т. ч. о водружении жезла «в веси, нарицаемой Грузине», где позднее появилась ц. Андрея Первозванного. С сер. 16 в. апостольской преемственностью обосновывалась самостоятельность Рус. церкви в церковных делах. В кон. 17 в. Петром I был учреждён Андрея Первозванного орден, а также Андреевский флаг, ставший стягом рус. флота.
Мощи А. П. из Патр в 357 были перенесены в Константинополь, а после взятия Константинополя крестоносцами оказались в итал. г. Амальфи (1208). Часть мощей ок. 8 в. оказалась в Шотландии, в которой А. П. считается святым покровителем (на флаге Шотландии присутствует андреевский крест). Глава А. П. хранится в ц. Андрея Первозванного в Патрах, десница – в Елоховском Богоявленском соборе в Москве (дар царю Михаилу Фёдоровичу от иноков мон. Св. Анастасии Узорешительницы близ г. Фессалоники в 1644), крест, на котором распяли А. П., – в соборе Св. Петра в Риме.
День памяти А. П. в Вост. церкви – 30 нояб. (13 дек.) и 30 июня (13 июля) в Соборе 12 апостолов.
Иконография
Уже в ранних памятниках (росписи катакомбы в Кармузе, Египет, 4–6 вв., мозаика Баптистерия православных в Равенне, 5 в.) складываются осн. черты иконографии А. П.: он седовлас, с недлинной бородой, облачён в хитон и гиматий (иногда в короткую тунику, которую носили рыбаки). В визант. иск-ве его атрибутами являются свиток или книга, реже крест, в зап.-европ. иконографии А. П. наделяли также сетью, рыбой, посохом с крестом в навершии. А. П. изображался среди 12 апостолов в композиции «Собор апостолов» и в её варианте «Союз любве связуеми апостоли», а также в иллюстрациях к «Деяниям апостолов», в сценах «Тайной Вечери», «Евхаристии», «Успения Богородицы» и др. Сюжеты «Апостольских страданий», известные в визант. иконографии с 10–11 вв., получили распространение в католич. иск-ве, откуда пришли в рус. иконопись 17–18 вв. (распятие А. П.). Один из самых полных житийных циклов (80 миниатюр) содержится в рус. рукописи жития А. П. 17 в. Изображения А. П. встречались в монументальных росписях; икона А. П., очевидно, изначально входила в состав деисусного ряда рус. высокого иконостаса (напр., в Успенском соборе во Владимире, 1408, художники мастерской Даниила Чёрного и Андрея Рублёва).