ЕВСЕ́ВИЙ КЕСАРИ́ЙСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕВСЕ́ВИЙ КЕСАРИ́ЙСКИЙ, Памфил (греч. Eὐσέβιος, лат. Eusebius Caesariensis) (между 260 и 265, Палестина – ок. 340), епископ Кесарии Палестинской, богослов, историограф, экзегет периода ранней Церкви.
Классическое и богословское образование получил в Иерусалиме, Антиохии, Кесарии Палестинской под рук. пресвитера Памфила, ученика Оригена (в память об учителе Е. К. впоследствии прибавил к своему имени определение «Памфилов, Памфил»). Совм. с Памфилом трудился над систематизацией кесарийской б-ки Оригена и сочинений др. раннехристианских авторов (для б-ки самого Памфила). В период гонений имп. Диоклетиана и его преемников (303–310/311) бежал в Тир, а оттуда в Египет, где укрылся в пу́стынях Фиваиды. Позднее был арестован, но вскоре освобождён по эдикту о веротерпимости (311) имп. Галерия; ок. 313 рукоположен в епископы Кесарии Палестинской. В нач. 320-х гг. принял участие в арианской полемике: будучи сторонником оригеновского субординационализма, фактически стоял ближе к позиции Ария, отрицавшего безначальность Сына. За проарианскую позицию был осуждён и низложен с Кесарийской кафедры Антиохийским собором (324). Тем не менее на 1-м Вселенском соборе (325) Е. К. подписал осуждение Ария и окончат. вариант Символа веры – изначальный, не содержавший строгого терминологич. закрепления единосущия Сына Отцу, был предложен самим Е. К. Скорее придерживаясь древнего кесарийского Символа, Е. К. не сочувствовал введению формулы единосущия (после собора 325 в особом послании кесарийской пастве изложил свои опасения на этот счёт и предостерёг от неправильного толкования Никейского «единосущия» как учения о тождестве Отца и Сына). Тринитарные взгляды Е. К. расходились, т. о., не столько с Арием, сколько со взглядами его противников, сторонников формулы о единосущии, – Александра Александрийского и Афанасия Великого, Маркелла Анкирского, Евстафия Антиохийского. Благодаря близости к имп. Константину Великому Е. К. и его сторонникам удалось добиться низложения Евстафия Антиохийского (327 или 330) и Афанасия Великого (на Тирском соборе; 335). Свой авторитет при имп. дворе Е. К. удалось сохранить вплоть до смерти.
Близость Е. К. к имп. двору позволяла также затрагивать и собственно политич. вопросы, главнейший из которых – обоснование концепции взаимосвязи политического и церковного и допустимости установления внутрицерковного мира имп. волей. В противовес некоторым своим современникам и оппонентам (Афанасий Великий) Е. К. защищал право императора вмешиваться в церковные дела ради достижения внутрицерковного мира. Эту концепцию он изложил в соч. «Жизнь царя Константина» (ок. 339), созданном в виде панегирика императору, где объясняет и свою позицию в арианском споре, осуждая и Ария, и Александра Александрийского как возмутителей спокойствия в Церкви, восстановленного имп. Константином.
Главным трудом Е. К. является «Церковная история», охватывающая период от начала Церкви до победы имп. Константина над соправителем Лицинием (325). В процессе написания это сочинение претерпело 4 редакции: кн. I–VIII – ок. 313, кн. IX – 315, кн. X – 317, окончат. вариант – 324. Основная идея, организующая изложение, состоит в том, что Церковь, постоянно ведя борьбу с миром в лице языч. Рим. империи, непрестанно свидетельствует о вере и в конечном счёте при Константине выходит из этого сражения победительницей, подчинив себе империю, ставшую христианской. Впрочем, за пределами этой общей идеи в «Церковной истории» едва ли удаётся проследить единый план: Е. К. нагромождает выдержки из сочинений разл. писателей, некоторые произведения он цитирует почти полностью. Авторское слово звучит здесь довольно редко, зачастую чтобы связать воедино две следующие друг за другом выдержки. Являясь очевидным стилистич. недостатком в плане синхронии повествования, эта композиционная особенность «Церковной истории» становится очевидным преимуществом сочинения в диахронич. аспекте: благодаря развёрнутым выдержкам, представленным Е. К., до нас дошли фрагменты ныне утраченных произведений христианских авторов 2–3 вв. и некоторые офиц. документы, в т. ч. имп. рескрипты. К «Церковной истории» примыкает соч. «Книга о Палестинских Мучениках», которое в рукописях иногда включается в текст «Истории». Известны две редакции: краткая, на греч. яз., и пространная, в сир. переводе. В этой книге повествуется о периоде гонений нач. 4 в. в Палестине и соседних областях, она состоит из рассказов об отд. мучениках.
Образцом эрудированности Е. К. является его «Хроника» в двух книгах (от начала мира до 20-го года царствования имп. Константина Великого). Первая книга представляет собой как бы методологич. вступление: автор вкратце описывает историю отд. народов (ассирийцев, египтян, греков, римлян, евреев), сообщает о своих источниках, об авторах, писавших об этих народах, о том, какие хронологич. системы они употребляли. Сводя всё это воедино и синхронизируя сведения разл. авторов, Е. К. во второй книге приводит сводную таблицу, в которой в разл. системах датировок помещает краткие заметки о наиболее значит. событиях всемирной и священной истории от рождения Авраама до нач. 4 в. «Хроника» Е. К. оказала существенное влияние на дальнейшее развитие этого жанра как на Востоке, так и на Западе. К «Хронике» близко примыкают два апологетич. труда – «Евангельское предуготовление» и «Евангельское показание», где самый процесс последовательного раскрытия всемирной истории представлен в форме доказательства превосходства иудейского монотеизма, который, в свою очередь, был подготовительной ступенью к евангельскому Откровению. Как и Ориген, Е. К. уделял значит. внимание библейской текстологии, выступая одновременно популяризатором в этой сфере. Е. К. исключил из «Гекзапл» Оригена две евр. колонки, оставив только греческие и создав, т. о., вместо громоздких «Гекзапл» более удобные для грекоязычного мира тетраплы.
К области евангельской текстологии относятся сочинения Е. К. «Евангельские каноны» (согласование разл. отрывков каждого из четырёх Евангелий) и «Евангельские вопросы и решения» (сохранились во фрагментах; касаются противоречий между Евангельскими рассказами о Рождестве и Воскресении Христа). Е. К. принадлежит также «Ономастикон» – своего рода справочник по библейской географии. Е. К. занимался и собственно экзегезой, гл. обр. Ветхого Завета (в этой области он демонстрирует полную зависимость от Оригена), однако из его экзегетич. трудов сохранилось лишь «Толкование на Псалмы» (во фрагментах). Известны два догматич. сочинения Е. К. – «Против Маркелла» (в 2 кн.) и «Церковное богословие» (в 3 кн.); оба относятся к позднему времени (336, 337). В первом – Е. К. опровергает тринитарные заблуждения Маркелла Анкирского, во втором – пытается сформулировать положительное церковное учение о Св. Троице.
Из эпистолярного наследия Е. К. сохранилось немногое, гл. обр. посвящения, предпосланные др. его сочинениям.
Отношение к Е. К. в последующие века было неоднозначным. К кон. 4 в. некоторые поместные церкви Востока внесли его имя в свои святцы, рим. Церковь чтила память Е. К. до кон. 16 в., пока Ц. Бароний не исключил его из рим. мартиролога. На христианском Востоке в 5 в. вокруг личности Е. К. велась полемика: одни называли его арианином, другие – отцом Церкви (историк Геласий Кизический). 5-й Вселенский собор (553), осудивший оригенизм, нанёс существенный ущерб авторитету Е. К. как богослова. На 7-м Вселенском соборе (787) имя Е. К. упоминалось в связи с осуждением им в некоторых из посланий поклонения изображениям как проявлениям язычества, будь это даже изображения Христа. В 9 в. патриарх Константинопольский Фотий окончательно заклеймил Е. К. как еретика-арианина, оригениста, иконоборца. В немалой степени именно по этой причине большинство сочинений Е. К. не сохранилось в греч. оригинале.