КОНСТАНТИ́Н ВЕЛИ́КИЙ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНСТАНТИ́Н ВЕЛИ́КИЙ, Флавий Валерий (Flavius Valerius Constantinus Magnus) (ок. 274, Наисс, Верхняя Мёзия, ныне Ниш, Сербия – 337, Никомедия, ныне Измит, Турция), рим. император (306–337). Сын Констанция I Хлора и Елены (см. Елена Святая). Воспитывался при дворе Диоклетиана. В 305 прибыл к отцу в Эборак (ныне Йорк) и после смерти Констанция I был провозглашён брит. легионами его преемником (августом; имп. Галерий признал его только цезарем). Первоначально правил диоцезами Галлия и Британия (резиденция в г. Августа Треверов, ныне Трир). В 307 развёлся с Минервиной и женился на Фаусте, дочери имп. Максимиана. В 308 на имп. совещании в Карнунте отстоял титул августа. В борьбе за власть против сына Максимиана – Максенция – победил его в сражениях в Сев. Италии, затем в 312 в битве у Мульвийского моста близ Рима и, захватив Италию, стал единовластным правителем Запада империи. Сенат признал его старшим августом. Его сподвижник Лициний, за которого К. В. выдал замуж свою сестру Констанцию, стал вторым августом (Востока). В течение нескольких лет К. В. и Лициний правили совместно: К. В. – на Западе, Лициний – на Востоке. В 316 К. В. победил Лициния в Паннонии, в 324 разгромил при Адрианополе и затем при Хрисополе (после чего сослал в Фессалоники и затем казнил). К. В. стал единоличным правителем Рим. империи.
Провёл ряд победоносных кампаний против германцев на Рейне (307, 308, 310, 328), сарматов и готов на Дунае (323, ок. 329–332). В 332, разгромив готов в Скифии, К. В. заключил с ними союз, обеспечивший мир на Дунае. Варварам было разрешено селиться в Италии и Паннонии и служить в рим. армии, что способствовало варваризации империи.
Ликвидировав тетрархию, К. В. оставил деление империи на 4 префектуры (Восток, Иллирия, Италия, Галлия) во главе с префектами претория. Сохранены были диоцезы во главе с викариями и провинции, возглавляемые президами. Все эти чины составляли гражд. власть, от которой была отделена военная во главе с magistri militum и отдельно – командующими пехотой и конницей. К. В. завершил начатое Диоклетианом деление армии на приграничные и подвижные (мобильные) части. Преторианская гвардия была заменена небольшой привилегиров. дворцовой стражей (domestici, protectores). При нём был введён в обращение новый золотой солид (оставался осн. валютой Римской и затем Визант. империи до сер. 11 в.). Чтобы обеспечить содержание огромного бюрократич. аппарата и армии за счёт налогов и поступлений от с.-х. и ремесленного производства, К. издал указы о прикреплении колонов к земле (332), а ремесленников (317) и даже куриалов – к их профессиям и месту проживания (316 и 325). Этим было положено начало закрепощению сословий. К. В. удалось достичь экономич. и политич. стабильности империи. Укрепляя свою власть, К. В. постепенно в 310–330-х гг. привлекал к управлению представителей своей семьи (его соправителями в ранге цезарей становились сыновья Крисп, Константин II, Констанций II, Констант I, племянники Далмаций и Аннибалиан). Вместе с тем в результате, вероятно, внутрисемейного конфликта подверг казни жену Фаусту и старшего сына Криспа (ок. 326).
Осенью 324 К. В. основал новую столицу империи Константинополь (официально освящена 11.5.330). В городе было организовано интенсивное строительство, заложены стены, неск. форумов, морские пристани, имп. дворец, термы, ипподром, храм Св. Софии и др.
Стабилизации империи способствовала религ. политика императора. Оставаясь великим понтификом (pontifex maximus) и сохраняя офиц. характер традиц. рим. религии, К. В. стремился к укреплению отношений с христианской Церковью, рассчитывая на её поддержку имп. власти. Христианская традиция, восходящая к Евсевию Кесарийскому (Euseb. Vita Const. 28–31), связывает это с преданием о видении К. В. небесного знамения накануне битвы у Мульвийского моста (312) – солнечного креста с начертанными на нём словами «Сим победиши», убедившего его в истинности христианской веры. В 313 на встрече в Медиолане (ныне Милан) императоры К. В. и Лициний приняли постановление (т. н. Миланский эдикт) о свободном исповедании христианства. В 325 К. В. был инициатором созыва и присутствовал на открытии I Вселенского собора в Никее, на котором был принят христианский Символ веры и осуждено арианство. В последующие годы К. В. постепенно склонялся к поддержке проарианской партии в Церкви, вернул на свои посты епископов, сосланных собором. Признание арианства было закреплено церковными соборами в Антиохии (ок. 330) и Иерусалиме (335); был низложен еп. Афанасий Великий как наиболее последовательный защитник никейского православия.
При К. В. начато широкомасштабное строительство христианских храмов по всей империи, в т. ч. в Августе Треверов (базилика Константина), Риме (Латеранская базилика), Никомедии, Никее, Антиохии, Александрии. Восстановлены заброшенные памятники Палестины, связанные с земной жизнью Иисуса Христа и ставшие местом паломничества. В 335 освящена базилика Гроба Господня в Иерусалиме на месте распятия и погребения Иисуса Христа, где был обретён Крест Господень, гвозди и ряд др. реликвий. К. В. был крещён на смертном одре еп. Евсевием Никомедийским. Похоронен в соборе Святых Апостолов в Константинополе; могила утрачена после падения Византии в 1453. Вместе с матерью Еленой причислен к лику святых в чине равноапостольных, день памяти 21 мая (3 июня).
Отношение писателей позднеантичного времени к К. В. в значит. степени определялось их религ. взглядами. Христианские авторы (Евсевий Кесарийский, Лактанций, Сократ Схоластик, Иоанн Малала и др.) изображают К. В. талантливым полководцем, решительным политиком и благочестивым покровителем Церкви. Авторы-язычники (Юлиан Отступник, Зосим) критикуют К. В. за отступление от традиц. религии и жестокость в борьбе за власть.
В Византии и др. странах восточнохристианской культуры, в т. ч. на Руси, почитался как основатель первого христианского государства. Святые К. В. и его мать Елена воспринимались как покровители гос. власти (ср. их изображения в соборе Св. Софии в Новгороде 11 в., Константино-Еленинской ц. в Московском Кремле). Ряд греч. житий К. В. написаны в 8–9 вв. и содержат легендарные сведения о его жизни. В сер. 8 в. в рим. папской канцелярии сфабрикован документ «Константинов дар» о предоставлении К. В. папе Римскому Сильвестру I светской власти. Подложность «дара» доказана в 15 в. итал. гуманистом Л. Валла.