Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНСТАНТИ́Н ВЕЛИ́КИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 85

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Л. Маяк, И. Н. Попов
Константин Великий. Миниатюра из Евангелия 2-й пол. 10 – нач. 11 вв. Пергамен. Музей искусств (Принстон, США).

КОНСТАНТИ́Н ВЕЛИ́КИЙ, Фла­вий Ва­ле­рий (Flavius Valerius Constantinus Mag­nus) (ок. 274, На­исс, Верх­няя Мё­зия, ны­не Ниш, Сер­бия – 337, Ни­ко­ме­дия, ны­не Из­мит, Тур­ция), рим. им­пе­ра­тор (306–337). Сын Кон­стан­ция I Хло­ра и Еле­ны (см. Еле­на Свя­тая). Вос­пи­тывал­ся при дво­ре Ди­ок­ле­тиа­на. В 305 при­был к от­цу в Эбо­рак (ны­не Йорк) и по­сле смер­ти Кон­стан­ция I был про­воз­гла­шён брит. ле­гио­на­ми его пре­ем­ни­ком (ав­гу­стом; имп. Га­ле­рий при­знал его толь­ко це­за­рем). Пер­во­на­чаль­но пра­вил дио­це­за­ми Гал­лия и Бри­та­ния (ре­зи­ден­ция в г. Ав­гу­ста Тре­ве­ров, ны­не Трир). В 307 раз­вёл­ся с Ми­нер­ви­ной и же­нил­ся на Фау­сте, до­че­ри имп. Мак­си­миа­на. В 308 на имп. со­ве­ща­нии в Кар­нун­те от­сто­ял ти­тул ав­гу­ста. В борь­бе за власть про­тив сы­на Мак­си­миа­на – Мак­сен­ция – по­бе­дил его в сра­же­ни­ях в Сев. Ита­лии, за­тем в 312 в бит­ве у Муль­вий­ско­го мос­та близ Ри­ма и, за­хва­тив Ита­лию, стал еди­но­вла­ст­ным пра­ви­те­лем За­па­да им­пе­рии. Се­нат при­знал его стар­шим ав­гу­стом. Его спод­виж­ник Ли­ци­ний, за ко­то­ро­го К. В. вы­дал за­муж свою се­ст­ру Кон­стан­цию, стал вторым ав­гу­стом (Вос­то­ка). В те­че­ние не­сколь­ких лет К. В. и Ли­ци­ний пра­ви­ли со­вме­ст­но: К. В.  на За­па­де, Ли­ци­ний – на Вос­то­ке. В 316 К. В. по­бе­дил Ли­ци­ния в Пан­но­нии, в 324 раз­гро­мил при Ад­риа­но­по­ле и затем при Хри­со­по­ле (по­сле че­го со­слал в Фес­са­ло­ни­ки и за­тем каз­нил). К. В. стал еди­но­лич­ным пра­ви­те­лем Рим. им­пе­рии.

Про­вёл ряд по­бе­до­нос­ных кам­па­ний про­тив гер­ман­цев на Рей­не (307, 308, 310, 328), сар­ма­тов и го­тов на Ду­нае (323, ок. 329–332). В 332, раз­гро­мив го­тов в Ски­фии, К. В. за­клю­чил с ни­ми со­юз, обес­пе­чив­ший мир на Ду­нае. Вар­ва­рам бы­ло раз­ре­ше­но се­лить­ся в Ита­лии и Пан­но­нии и слу­жить в рим. ар­мии, что спо­соб­ст­во­ва­ло вар­ва­ри­за­ции им­пе­рии.

Ли­к­ви­ди­ро­вав тет­рар­хию, К. В. ос­та­вил де­ле­ние им­пе­рии на 4 пре­фек­ту­ры (Вос­ток, Ил­ли­рия, Ита­лия, Гал­лия) во гла­ве с пре­фек­та­ми пре­то­рия. Со­хра­не­ны бы­ли дио­це­зы во гла­ве с ви­ка­рия­ми и про­вин­ции, воз­глав­ляе­мые пре­зи­да­ми. Все эти чи­ны со­став­ля­ли гражд. власть, от ко­то­рой бы­ла от­де­ле­на во­ен­ная во гла­ве с magistri militum и от­дель­но – ко­ман­дую­щи­ми пе­хо­той и кон­ни­цей. К. В. за­вер­шил на­ча­тое Ди­ок­ле­тианом де­ле­ние ар­мии на при­гра­нич­ные и под­виж­ные (мо­биль­ные) час­ти. Пре­то­ри­ан­ская гвар­дия бы­ла за­ме­не­на не­боль­шой при­ви­ле­ги­ров. двор­цо­вой стра­жей (domestici, protectores). При нём был вве­дён в об­ра­щение но­вый зо­ло­той со­лид (ос­та­вал­ся осн. ва­лю­той Рим­ской и за­тем Ви­зант. им­пе­рии до сер. 11 в.). Что­бы обес­пе­чить со­дер­жа­ние ог­ром­но­го бю­ро­кра­тич. ап­па­ра­та и ар­мии за счёт на­ло­гов и по­сту­п­ле­ний от с.-х. и ре­мес­лен­но­го про­из­вод­ст­ва, К. из­дал ука­зы о при­кре­п­ле­нии ко­ло­нов к зем­ле (332), а ре­мес­лен­ни­ков (317) и да­же ку­риа­лов – к их про­фес­си­ям и мес­ту про­жи­ва­ния (316 и 325). Этим бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло за­кре­по­ще­нию со­сло­вий. К. В. уда­лось до­стичь эко­но­мич. и по­ли­тич. ста­биль­но­сти им­пе­рии. Ук­ре­п­ляя свою власть, К. В. по­сте­пен­но в 310–330-х гг. при­вле­кал к управ­ле­нию пред­ста­ви­те­лей сво­ей се­мьи (его со­пра­ви­те­ля­ми в ран­ге це­за­рей ста­но­ви­лись сы­но­вья Крисп, Кон­стан­тин II, Кон­стан­ций II, Кон­стант I, пле­мян­ни­ки Дал­ма­ций и Ан­ни­ба­ли­ан). Вме­сте с тем в ре­зуль­та­те, ве­ро­ят­но, вну­три­се­мей­но­го кон­флик­та под­верг каз­ни же­ну Фау­сту и стар­ше­го сы­на Кри­спа (ок. 326).

Осе­нью 324 К. В. ос­но­вал но­вую сто­ли­цу им­пе­рии Кон­стан­ти­но­поль (офи­ци­аль­но ос­вя­ще­на 11.5.330). В го­ро­де бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но ин­тен­сив­ное строи­тель­ст­во, за­ло­же­ны сте­ны, неск. фо­ру­мов, мор­ские при­ста­ни, имп. дво­рец, тер­мы, ип­по­дром, храм Св. Со­фии и др.

Ста­би­ли­за­ции им­пе­рии спо­соб­ст­во­ва­ла ре­лиг. по­ли­ти­ка им­пе­ра­то­ра. Ос­та­ва­ясь ве­ли­ким пон­ти­фи­ком (pontifex ma­xi­mus) и со­хра­няя офиц. ха­рак­тер тра­диц. рим. ре­ли­гии, К. В. стре­мил­ся к ук­ре­п­ле­нию от­но­ше­ний с хри­сти­ан­ской Цер­ко­вью, рас­счи­ты­вая на её под­держ­ку имп. вла­сти. Хри­сти­ан­ская тра­ди­ция, вос­хо­дя­щая к Ев­се­вию Ке­са­рий­ско­му (Euseb. Vita Const. 28–31), свя­зы­ва­ет это с пре­да­ни­ем о ви­де­нии К. В. не­бес­но­го зна­ме­ния на­ка­ну­не бит­вы у Муль­вий­ско­го мос­та (312) – сол­неч­но­го кре­ста с на­чер­тан­ны­ми на нём сло­ва­ми «Сим по­беди­ши», убе­див­ше­го его в ис­тин­но­сти хри­сти­ан­ской ве­ры. В 313 на встре­че в Ме­дио­ла­не (ны­не Ми­лан) им­пе­ра­то­ры К. В. и Ли­ци­ний при­ня­ли по­ста­нов­ле­ние (т. н. Ми­лан­ский эдикт) о сво­бод­ном ис­по­ве­да­нии хри­сти­ан­ст­ва. В 325 К. В. был ини­циа­то­ром со­зы­ва и при­сут­ст­во­вал на от­кры­тии I Все­лен­ско­го со­бо­ра в Ни­кее, на ко­то­ром был при­нят хри­сти­ан­ский Сим­вол ве­ры и осу­ж­де­но ари­ан­ст­во. В по­сле­дую­щие го­ды К. В. по­сте­пен­но скло­нял­ся к под­держ­ке про­ари­ан­ской пар­тии в Церк­ви, вер­нул на свои по­сты епи­ско­пов, со­слан­ных со­бо­ром. При­зна­ние ари­ан­ст­ва бы­ло за­кре­п­ле­но цер­ков­ны­ми со­бо­ра­ми в Ан­ти­охии (ок. 330) и Ие­ру­са­ли­ме (335); был низ­ло­жен еп. Афа­на­сий Ве­ли­кий как наи­бо­лее по­сле­до­ва­тель­ный за­щит­ник ни­кей­ско­го пра­во­сла­вия.

При К. В. на­ча­то ши­ро­ко­мас­штаб­ное строи­тель­ст­во хри­сти­ан­ских хра­мов по всей им­пе­рии, в т. ч. в Ав­гу­сте Тре­ве­ров (ба­зи­ли­ка Кон­стан­ти­на), Ри­ме (Ла­те­ран­ская ба­зи­ли­ка), Ни­ко­ме­дии, Ни­кее, Ан­ти­охии, Алек­сан­д­рии. Вос­ста­нов­ле­ны за­бро­шен­ные па­мят­ни­ки Па­ле­сти­ны, свя­зан­ные с зем­ной жиз­нью Ии­су­са Хри­ста и став­шие ме­стом па­лом­ни­че­ст­ва. В 335 ос­вя­ще­на ба­зи­ли­ка Гро­ба Гос­под­ня в Ие­ру­са­ли­ме на мес­те рас­пя­тия и по­гре­бе­ния Ии­су­са Хри­ста, где был об­ре­тён Крест Гос­по­день, гвоз­ди и ряд др. ре­ли­к­вий. К. В. был кре­щён на смерт­ном од­ре еп. Ев­се­ви­ем Ни­ко­ме­дий­ским. По­хо­ро­нен в со­бо­ре Свя­тых Апо­сто­лов в Кон­стан­ти­но­по­ле; мо­ги­ла ут­ра­че­на по­сле па­де­ния Ви­зан­тии в 1453. Вме­сте с ма­те­рью Еле­ной при­чис­лен к ли­ку свя­тых в чи­не рав­но­апо­столь­ных, день па­мя­ти 21 мая (3 ию­ня).

От­но­ше­ние пи­са­те­лей позд­не­ан­тич­но­го вре­ме­ни к К. В. в зна­чит. сте­пе­ни оп­ре­де­ля­лось их ре­лиг. взгля­да­ми. Хри­сти­ан­ские ав­то­ры (Ев­се­вий Ке­са­рий­ский, Лак­тан­ций, Со­крат Схо­ла­стик, Иоанн Ма­ла­ла и др.) изо­бра­жа­ют К. В. та­лант­ли­вым пол­ко­вод­цем, ре­ши­тель­ным по­ли­ти­ком и бла­го­че­сти­вым по­кро­ви­те­лем Церк­ви. Ав­то­ры-языч­ни­ки (Юли­ан От­ступ­ник, Зо­сим) кри­ти­ку­ют К. В. за от­ступ­ле­ние от тра­диц. ре­ли­гии и же­сто­кость в борь­бе за власть.

Святые Константин и Елена. Фреска Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде. 11 в.

В Ви­зан­тии и др. стра­нах вос­точ­но­хри­сти­ан­ской куль­ту­ры, в т. ч. на Ру­си, по­чи­тал­ся как ос­но­ва­тель пер­во­го хри­сти­ан­ско­го го­су­дар­ст­ва. Свя­тые К. В. и его мать Еле­на вос­при­ни­ма­лись как по­кро­ви­те­ли гос. вла­сти (ср. их изо­бра­же­ния в со­бо­ре Св. Со­фии в Нов­го­ро­де 11 в., Кон­стан­ти­но-Еле­нин­ской ц. в Мо­с­ков­ском Крем­ле). Ряд греч. жи­тий К. В. на­пи­са­ны в 8–9 вв. и со­дер­жат ле­ген­дар­ные све­де­ния о его жиз­ни. В сер. 8 в. в рим. пап­ской кан­це­ля­рии сфаб­ри­ко­ван до­ку­мент «Кон­стан­ти­нов дар» о пре­до­став­ле­нии К. В. па­пе Рим­ско­му Силь­ве­ст­ру I свет­ской вла­сти. Под­лож­ность «да­ра» до­ка­за­на в 15 в. итал. гу­ма­ни­стом Л. Вал­ла.

Лит.: Alföldi A. The conversion of Constantine and Pagan Rome. Oxf., 1948; Vogt J. Cons­tan­tin der Grosse und sein Jahrhundert. Münch., 1973; Barnes T. D. Constantine and Eusebius. Camb.; L., 1981; idem. The new empire of Dio­cletian and Constantine. Camb.; L., 1982; Bur­ck­hardt J. Die Zeit Constantins des Grossen. Münch., 1982; Kazhdan A. P. «Constantin ima­ginaire»: Byzantine legends of the IXth century about Constantine the Great // Byzantion. 1987. T. 57; MacMullen R. Con­stantine. L., 1987; Кра­ут­хай­мер Р. Три хри­сти­ан­ские сто­ли­цы: то­по­гра­фия и по­ли­ти­ка. М.; СПб., 2000; Drake H. A. Constantine and the Bishops. Balt.; L., 2000; Ка­за­ков М. М. Хри­стиа­ни­за­ция Рим­ской им­пе­рии в IV в. Смо­ленск, 2002; Poteri religiosi e istituzioni: il culto di san Costantino imperatore tra Oriente e Occidente. Torino, 2002; Кар­та­шев А. В. Все­лен­ские со­бо­ры. М., 2006; Brandt H. Konstantin der Grosse: der erste christliche Kaiser. Eine Bio­graphie. 2. Aufl. Münch., 2007.

Вернуться к началу