ГАЛЕ́РИЙ ГАЙ ВАЛЕРИЙ МАКСИМИАН
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГАЛЕ́РИЙ Гай Валерий Максимиан (Gaius Valerius Maximianus Galerius) (ок. 250–311), рим. император с 293, до 305 соправитель Диоклетиана на Востоке. Сын иллирийского крестьянина. В юности Г. был пастухом, затем служил в армии имп. Аврелиана. В 294–295 воевал против сарматов, карпов, бастарнов и готов, с 296 против персов в Сирии, в 297 был разбит ими близ Карр за Евфратом. В 298, стянув войска из Иллирика и Мёзии, Г. вторгся в Армению, одержал победу над перс. царём Нарсесом, обратил его в бегство, захватил огромные богатства и взял в плен его семью. Вскоре вместе с Диоклетианом заключил мир с Персией. В 305, после отречения августов Диоклетиана и Максимиана от власти, Г. и др. цезарь Констанций I Хлор стали августами. Цезарем Запада Г. назначил своего друга Флавия Валерия Севера, в то время как на Востоке цезарем стал его племянник, сын сестры, Максимин Дайя, что обеспечивало ему поддержку в обеих частях империи. Положение осложнилось со смертью Констанция I Хлора в 306. На место августа Г. возвёл Севера, а цезарем Запада сделал Константина, которого войска в Британии провозгласили августом. Против этого выступил сын Максимиана, Максенций, объявивший себя в Риме августом и собравший большое войско. В трудной борьбе с ним и с др. узурпаторами, Александром и Валентом, Г. едва не лишился власти. Но в 308 ему удалось на имп. совещании в Карнунте возвести в ранг августа вместо погибшего Севера своего друга Лициния.
С именем Г. связаны жесточайшие гонения на христиан, к которым он подстрекал имп. Диоклетиана. Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» пишет, что гонения начались сначала в войсках (Euseb. Hist. eccl. VIII 1. 7). 23.2.303 в Никомидии был издан эдикт против христиан, повелевавший «разрушать церкви до основания, а Писание сжигать» (VIII 2. 4). Вскоре последовало ещё 3 распоряжения о заключении в тюрьму епископов и о принуждении их, равно как мирян, к языч. жертвоприношениям. За отказ приговаривали к мучительным пыткам. Число мучеников среди разных слоёв населения росло (VIII 6; 7 слл.). Затихать гонения стали в 310–311 и были отменены особым распоряжением (эдикт Г. от 30.4.311), текст которого приводит Евсевий Кесарийский (Euseb. Hist. eccl. VIII 17). Он объясняет этот поворот политики Г. его телесной и душевной болезнью, явившейся наказанием за злодейства против христиан, что он в конце жизни осознал.
При Г. в Фессалониках были возведены триумфальная арка, дворец и мавзолей.