ЕЛЕ́НА СВЯТА́Я
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕЛЕ́НА СВЯТА́Я (Flavia Iulia Helena) (между 250 и 257, Дрепанон, Вифиния – между 330 и 336, предположительно Рим или Константинополь), визант. императрица, святая неразделённой Церкви, равноапостольная. Происхождение Е. С. неизвестно, как и то, была ли она законной женой имп. Констанция I Хлора, от которого родила сына (ок. 274), будущего имп. Константина Великого. По некоторым данным, Констанций Хлор значительно позже рождения Константина всё же узаконил брак с Е. С., однако по приказу имп. Диоклетиана родители Константина были разведены. Став императором, Константин возвёл Е. С. в сан августы. Известно, что Е. С., будучи христианкой, способствовала распространению христианства, по крайней мере, в вост. части Рим. империи. Ок. 326 Е. С. обрела в Иерусалиме на Голгофе Крест Господень и основала на этом месте храм Гроба Господня. По окончании его строительства Животворящий Крест Господень был торжественно внесён в этот храм и водружён на Голгофе. В честь этого события православная церковь установила праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня, который относится к числу великих и празднуется 14(27) сент. Кроме упомянутого храма, Е. С. построила на Святой земле ещё неск. храмов, в т. ч. на Елеонской горе, в Вифлееме и в Хевроне у Мамврийского дуба. Покинув Палестину в 327, по дороге в Константинополь Е. С. способствовала строительству первого христианского мон. Св. Креста в Айиясмати (о. Кипр). Перед смертью приняла монашеский постриг. Вместе с сыном Константином причислена Церковью к лику святых в чине равноапостольных, память совершается 21 мая (3 июня).
Известно, что ныне одна часть мощей Е. С. находится в ц. «Жертвенник Небесный» (Рим), другая – в ц. Сен-Лё-Сен-Жиль (Париж).
Иконография
Е. С. представляют в одеянии визант. императриц, с драгоценным платом-лором, в венце, иногда её главу под венцом покрывает плат. Наиболее ранние визант. изображения Е. С. представляли собой круглую скульптуру (несохранившиеся статуя Е. С. на форуме Константина в Константинополе, предположительно кон. 4 в., и парные статуи св. Константина и Е. С., 8 в.). В ранних мозаиках эти святые воздетыми руками поддерживали медальон с Крестом (в храмах Св. Софии в Константинополе, 870-е гг., и Айвали-Килиссе в Каппадокии, 10 в.). В дальнейшем преобладание получила композиция с монументальным крестом, фланкированным фронтально расположенными фигурами святых Константина и Елены (фреска нартекса церкви мон. Сорока мучеников в Велико-Тырново, Болгария, ок. 1230; фрески Мартирьевской паперти в Софийском соборе в Новгороде, 2-я пол. 11 в.). Изображения святой встречаются в сюжете «Обретение Креста Господня» (миниатюра «Слова Григория Назианзина», 879–882, Нац. б-ка, Париж), получившем распространение в сир., зап.-европ. и поствизантийском иск-ве (фрески церквей – Св. Константина в Крица-Мерабелу на о. Крит, 1354–55; Св. Креста в Айиясмати на о. Кипр, 1494, мастер Филипп Гуль). В рус. иконописи фигуры св. Константина и Е. С. стали обязат. принадлежностью иконографии Воздвижения Креста Господня. После принесения в Россию из Палестины креста, заказанного в 1656 патриархом Никоном для Крестного мон. на Кий-острове Белого м., возник сюжет «Кийский крест с предстоящими», где по сторонам креста были написаны святые Константин и Елена, царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична, а также коленопреклонённый патриарх Никон.
Тип «реликвариев Истинного Креста», на которых присутствовали рельефные фигуры св. Константина и Е. С., был распространён в визант. иск-ве, а затем проник в Зап. Европу: 2 маленьких реликвария-триптиха с частицами Истинного Креста, привезённые в 1154 из Константинополя аббатом Вибальдом, составили центр. часть более крупного триптиха, боковые створки которого украшены сценами из истории обретения Креста Е. (11–12 вв., Б-ка и музей П. Моргана, Нью-Йорк). С конца Средневековья в Европе Е. С. изображается как одно из действующих лиц сюжета «История Истинного Креста», лит. основой которого послужила «Золотая легенда» Якова Ворагинского. Почитание Креста, проповедуемое нищенствующими орденами, способствовало утверждению в изобразит. иск-ве живописных циклов на эту тему (фрески А. Гадди в ц. Санта-Кроче во Флоренции, 1380–90-е гг., и Пьеро делла Франчески в ц. Сан-Франческо в Ареццо, 1452–64; пределла полиптиха Микеле ди Маттео Ламбертини, ок. 1427, Галерея Академии, Венеция). В иск-ве Возрождения и барокко встречаются изображения Е. С. в имп. мантии и короне с крестом, миниатюрным зданием церкви или гвоздями (Дж. Б. Чима да Конельяно, 1495, Нац. галерея искусства, Вашингтон; Л. Кранах Старший, 1525, Худож. музей, Цинциннати; статуя А. Бальджи, 1639, собор Св. Петра, Рим). В качестве самостоят. сюжетов изображаются «Видение св. Елены» (П. Веронезе, 1570, Нац. галерея, Лондон) и «Обретение Истинного Креста» (П. П. Рубенс, 1602, собор в Грасе; Дж. Б. Тьеполо, ок. 1745, Галерея Академии, Венеция).