Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЕЛЕ́НА СВЯТА́Я

Авторы: С. П. Зверев, И. Л. Бусева-Давыдова (иконография)
«Елена Святая». Картина Дж. Б. Чимы да Конельяно. 1495. Национальная галерея искусства (Вашингтон).

ЕЛЕ́НА СВЯТА́Я (Flavia Iulia Helena) (меж­ду 250 и 257, Дре­па­нон, Ви­фи­ния – меж­ду 330 и 336, пред­по­ло­жи­тель­но Рим или Кон­стан­ти­но­поль), ви­зант. им­пе­рат­ри­ца, свя­тая не­раз­де­лён­ной Церк­ви, рав­но­апо­столь­ная. Про­ис­хо­ж­де­ние Е. С. не­из­вест­но, как и то, бы­ла ли она за­кон­ной же­ной имп. Кон­стан­ция I Хло­ра, от ко­то­ро­го ро­ди­ла сы­на (ок. 274), бу­ду­ще­го имп. Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го. По не­ко­то­рым дан­ным, Кон­стан­ций Хлор зна­чи­тель­но поз­же ро­ж­де­ния Кон­стан­ти­на всё же уза­ко­нил брак с Е. С., од­на­ко по при­ка­зу имп. Ди­ок­ле­тиа­на ро­ди­те­ли Кон­стан­ти­на бы­ли раз­ве­де­ны. Став им­пе­ра­то­ром, Кон­стан­тин воз­вёл Е. С. в сан ав­гу­сты. Из­вест­но, что Е. С., бу­ду­чи хри­сти­ан­кой, спо­соб­ст­во­ва­ла рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ст­ва, по край­ней ме­ре, в вост. час­ти Рим. им­пе­рии. Ок. 326 Е. С. об­ре­ла в Ие­ру­са­ли­ме на Гол­го­фе Крест Гос­по­день и ос­но­ва­ла на этом мес­те храм Гро­ба Гос­под­ня. По окон­ча­нии его строи­тель­ст­ва Жи­во­тво­ря­щий Крест Гос­по­день был тор­же­ст­вен­но вне­сён в этот храм и во­дру­жён на Гол­го­фе. В честь это­го со­бы­тия пра­во­слав­ная цер­ковь ус­та­но­ви­ла празд­ник Воз­дви­же­ния Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня, ко­то­рый от­но­сит­ся к чис­лу ве­ли­ких и празд­ну­ет­ся 14(27) сент. Кро­ме упо­мя­ну­то­го хра­ма, Е. С. по­строи­ла на Свя­той зем­ле ещё неск. хра­мов, в т. ч. на Еле­он­ской го­ре, в Виф­лее­ме и в Хев­ро­не у Мам­врий­ско­го ду­ба. По­ки­нув Па­ле­сти­ну в 327, по до­ро­ге в Кон­стан­ти­но­поль Е. С. спо­соб­ст­во­ва­ла строи­тель­ст­ву пер­во­го хри­сти­ан­ско­го мон. Св. Кре­ста в Айия­сма­ти (о. Кипр). Пе­ред смер­тью при­ня­ла мо­на­ше­ский по­стриг. Вме­сте с сы­ном Кон­стан­ти­ном при­чис­ле­на Цер­ко­вью к ли­ку свя­тых в чи­не рав­но­апо­столь­ных, па­мять со­вер­ша­ет­ся 21 мая (3 ию­ня).

Из­вест­но, что ны­не од­на часть мо­щей Е. С. на­хо­дит­ся в ц. «Жерт­вен­ник Не­бес­ный» (Рим), дру­гая – в ц. Сен-Лё-Сен-Жиль (Па­риж).

Иконография

Е. С. пред­став­ля­ют в одея­нии ви­зант. им­пе­рат­риц, с дра­го­цен­ным пла­том-ло­ром, в вен­це, ино­гда её гла­ву под вен­цом по­кры­ва­ет плат. Наи­бо­лее ран­ние ви­зант. изо­бра­же­ния Е. С. пред­став­ля­ли со­бой круг­лую скульп­ту­ру (не­со­хра­нив­шие­ся ста­туя Е. С. на фо­ру­ме Кон­стан­ти­на в Кон­стан­ти­но­по­ле, пред­по­ло­жи­тель­но кон. 4 в., и пар­ные ста­туи св. Кон­стан­ти­на и Е. С., 8 в.). В ран­них мо­заи­ках эти свя­тые воз­де­ты­ми ру­ка­ми под­дер­жи­ва­ли ме­даль­он с Кре­стом (в хра­мах Св. Со­фии в Кон­стан­ти­но­по­ле, 870-е гг., и Ай­ва­ли-Ки­лис­се в Кап­па­до­кии, 10 в.). В даль­ней­шем пре­об­ла­да­ние по­лу­чи­ла ком­по­зи­ция с мо­ну­мен­таль­ным кре­стом, флан­ки­ро­ван­ным фрон­таль­но рас­по­ло­жен­ны­ми фи­гу­ра­ми свя­тых Кон­стан­ти­на и Еле­ны (фре­ска нар­тек­са церк­ви мон. Со­ро­ка му­че­ни­ков в Ве­ли­ко-Тыр­но­во, Бол­га­рия, ок. 1230; фре­ски Мар­тирь­ев­ской па­пер­ти в Со­фий­ском со­бо­ре в Нов­го­ро­де, 2-я пол. 11 в.). Изо­бра­же­ния свя­той встре­ча­ют­ся в сю­же­те «Об­ре­те­ние Кре­ста Гос­под­ня» (ми­ниа­тю­ра «Сло­ва Гри­го­рия На­зи­ан­зи­на», 879–882, Нац. б-ка, Па­риж), по­лу­чив­шем рас­про­стра­не­ние в сир., зап.-ев­роп. и по­стви­зан­тий­ском иск-ве (фре­ски церк­вей – Св. Кон­стан­ти­на в Кри­ца-Ме­ра­бе­лу на о. Крит, 1354–55; Св. Кре­ста в Айия­с­ма­ти на о. Кипр, 1494, мас­тер Фи­липп Гуль). В рус. ико­но­пи­си фи­гу­ры св. Кон­стан­ти­на и Е. С. ста­ли обя­зат. при­над­леж­но­стью ико­но­гра­фии Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня. По­сле при­не­се­ния в Рос­сию из Па­ле­сти­ны кре­ста, за­ка­зан­но­го в 1656 пат­ри­ар­хом Ни­ко­ном для Кре­ст­но­го мон. на Кий-ост­ро­ве Бе­ло­го м., воз­ник сю­жет «Кий­ский крест с пред­стоя­щи­ми», где по сто­ро­нам кре­ста бы­ли на­пи­са­ны свя­тые Кон­стан­тин и Еле­на, царь Алек­сей Ми­хай­ло­вич и ца­ри­ца Ма­рия Иль­и­нич­на, а так­же ко­ле­но­пре­кло­нён­ный пат­ри­арх Ни­кон.

Тип «ре­ли­к­ва­ри­ев Ис­тин­но­го Кре­ста», на ко­то­рых при­сут­ст­во­ва­ли рель­еф­ные фи­гу­ры св. Кон­стан­ти­на и Е. С., был рас­про­стра­нён в ви­зант. иск-ве, а за­тем про­ник в Зап. Ев­ро­пу: 2 ма­лень­ких ре­ли­к­ва­рия-трип­ти­ха с час­ти­ца­ми Ис­тин­но­го Кре­ста, при­ве­зён­ные в 1154 из Кон­стан­ти­но­по­ля аб­ба­том Ви­баль­дом, со­ста­ви­ли центр. часть бо­лее круп­но­го трип­ти­ха, бо­ко­вые створ­ки ко­то­ро­го ук­ра­ше­ны сце­на­ми из ис­то­рии об­ре­те­ния Кре­ста Е. (11–12 вв., Б-ка и му­зей П. Мор­га­на, Нью-Йорк). С кон­ца Сред­не­ве­ко­вья в Ев­ро­пе Е. С. изо­бра­жа­ет­ся как од­но из дей­ст­вую­щих лиц сю­же­та «Ис­то­рия Ис­тин­но­го Кре­ста», лит. ос­но­вой ко­то­ро­го по­слу­жи­ла «Зо­ло­тая ле­ген­да» Яко­ва Во­ра­гин­ско­го. По­чи­та­ние Кре­ста, про­по­ве­дуе­мое ни­щен­ст­вую­щи­ми ор­де­на­ми, спо­соб­ст­во­ва­ло ут­вер­жде­нию в изо­бра­зит. иск-ве жи­во­пис­ных цик­лов на эту те­му (фре­ски А. Гад­ди в ц. Сан­та-Кро­че во Фло­рен­ции, 1380–90-е гг., и Пье­ро дел­ла Фран­че­ски в ц. Сан-Фран­че­ско в Арец­цо, 1452–64; пре­дел­ла по­лип­ти­ха Ми­ке­ле ди Мат­тео Лам­бер­ти­ни, ок. 1427, Га­ле­рея Ака­де­мии, Ве­не­ция). В иск-ве Воз­ро­ж­де­ния и ба­рок­ко встре­ча­ют­ся изо­бра­же­ния Е. С. в имп. ман­тии и ко­ро­не с кре­стом, ми­ниа­тюр­ным зда­ни­ем церк­ви или гвоз­дя­ми (Дж. Б. Чи­ма да Ко­нель­я­но, 1495, Нац. га­ле­рея ис­кус­ст­ва, Ва­шинг­тон; Л. Кра­нах Стар­ший, 1525, Ху­дож. му­зей, Цин­цин­на­ти; ста­туя А. Баль­джи, 1639, со­бор Св. Пет­ра, Рим). В ка­че­ст­ве са­мо­сто­ят. сю­же­тов изо­бра­жа­ют­ся «Ви­де­ние св. Еле­ны» (П. Ве­ро­не­зе, 1570, Нац. га­ле­рея, Лон­дон) и «Об­ре­те­ние Ис­тин­но­го Кре­ста» (П. П. Ру­бенс, 1602, со­бор в Гра­се; Дж. Б. Тье­по­ло, ок. 1745, Га­ле­рея Ака­де­мии, Ве­не­ция).

Лит.: Drijvers J. W. Helena Augusta: the mo­ther of Constantine the Great and the legend of her finding of the true cross. Leiden; N. Y., 1992; Бул­га­ков С. Н., прот. На­столь­ная кни­га свя­щен­но-цер­ков­но-слу­жи­те­ля. М., 1993; Рез­ни­ков А.  Ие­ру­са­лим­ский след. Ие­ру­са­лим, 2004; Жи­тия свя­тых на рус­ском язы­ке, из­ло­жен­ные по ру­ко­во­дству Четь­их-Ми­ней свя­ти­те­ля Ди­мит­рия Рос­тов­ско­го. М., 2005. Т.: Май; Ша­ли­на И. А. Ре­ли­к­вии в вос­точ­но­хри­сти­ан­ской ико­но­гра­фии. М., 2005.

Вернуться к началу