Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОЛГОФА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Беляев

ГОЛГО́ФА (греч. Γολγοθᾶς, от евр. גולגולת – че­реп), скаль­ный вы­ступ, где, со­глас­но Еван­гель­ско­му по­ве­ст­во­ва­нию (ср., напр., Мф. 27:33–38; Ин. 19:17–19), был рас­пят Ии­сус Хри­стос; по­лу­чил на­име­но­ва­ние от об­шир­но­го ска­ли­сто­го рай­она, на­хо­див­ше­го­ся на ок­раи­не Ие­ру­са­ли­ма, пер­во­на­чаль­но вне чер­ты го­ро­да. Про­ис­хо­ж­де­ние то­по­ни­ма Г. не­яс­но: не­ко­то­рые ран­не­хри­сти­ан­ские ав­то­ры (напр., Ие­ро­ним Бла­жен­ный) по­ла­га­ли, что он про­ис­хо­дит от на­зва­ния мес­та, где обез­глав­ли­ва­ли пре­ступ­ни­ков.

Ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния, пред­при­ня­тые в 1960–80-х гг., по­зво­ли­ли су­ще­ст­вен­но про­яс­нить то­по­гра­фию рай­она Г. Так, бы­ло ус­та­нов­ле­но, что с 9–7 вв. до н. э. склон хол­ма Га­рив, к ко­то­ро­му мор­фо­ло­ги­че­ски при­над­ле­жит Г., ис­поль­зо­вал­ся как ка­ме­но­лом­ня. В 1 в. до н. э. карь­ер был за­бро­шен, близ­ле­жа­щую ме­ст­ность вы­ров­ня­ли грун­то­вой под­сып­кой; за­тем на куль­ти­ви­ро­ван­ной поч­ве был раз­бит сад. Сад ог­ра­ни­чи­ва­ли ска­лы, со­хра­няв­шие с вос­то­ка и юга связь со скло­ном хол­ма; как по­ка­за­ли ис­сле­до­ва­ния, на скло­нах мог­ли про­из­во­дить­ся за­хо­ро­не­ния – с за­па­да в ска­лах бы­ли вы­се­че­ны две гроб­ни­цы, из­вест­ные как гроб­ни­ца Спа­си­те­ля и гроб­ни­ца Ио­си­фа Ари­ма­фей­ско­го. Юж. вы­ступ скал воз­вы­шал­ся над са­дом в ви­де пи­ка, бу­ду­чи иден­ти­фи­ци­ро­ван позд­нее как Гол­го­фа.

Совр. ме­сто­на­хо­ж­де­ние Г. в цен­тре Ста­ро­го го­ро­да – ре­зуль­тат пе­ре­пла­ни­ров­ки Ие­ру­са­ли­ма в рим. эпо­ху. В нач. 40-х гг. 1 в. н. э. Г. ока­за­лась в чер­те гор. стен, по­стро­ен­ных Иро­дом I Аг­рип­пой (41–44 н. э.). По­сле раз­ру­ше­ния Ие­ру­са­ли­ма рим. им­пе­ра­то­ра­ми Вес­па­сиа­ном и Ад­риа­ном но­вый рим. г. Элия Ка­пи­то­ли­на был воз­ве­дён да­лее к се­ве­ру, что обу­сло­ви­ло на­хо­ж­де­ние Г. в цен­тре но­вой рим. гор. пла­ни­ров­ки. При строи­тель­ст­ве рим. го­ро­да сад и при­ле­гаю­щие ска­лы вновь за­сы­па­ны грун­том, а на об­ра­зо­вав­шей­ся ис­кус­ст­вен­ной плат­фор­ме воз­ве­дён Ка­пи­то­лий с те­ме­но­сом (свя­щен­ным хра­мо­вым уча­ст­ком). Со­глас­но Ев­се­вию Ке­са­рий­ско­му, на­хо­дя­щая­ся ря­дом с Г. гроб­ни­ца Спа­си­те­ля бы­ла за­сы­па­на при строи­тель­ст­ве языч. хра­ма. Ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния по­зво­ля­ют ло­ка­ли­зо­вать на Г. не­боль­шое свя­ти­ли­ще при хра­ме Ве­не­ры.

Во 2-й пол. 320-х гг., бла­го­да­ря ра­бо­там, ини­ции­ро­ван­ным имп. Кон­стан­ти­ном Ве­ли­ким и осу­ще­ст­в­ляв­шим­ся под кон­тро­лем свт. Ма­ка­рия, еп. Ие­ру­са­лим­ско­го (314–333), ста­рые рим. по­строй­ки бы­ли сне­се­ны, бла­го­да­ря че­му с за­па­да в скаль­ной по­ро­де вновь бы­ли от­кры­ты 2 гроб­ни­цы, а на юж. сто­ро­не вы­сту­пил скаль­ный мас­сив Г. То­гда же бы­ло про­из­ве­де­но от­де­ле­ние гроб­ни­цы Хри­ста от мас­си­ва ска­лы с за­па­да и се­ве­ра. То­по­гра­фич. из­ме­не­ния 1-й пол. 4 в. при­ве­ли к то­му, что Г. ста­ла воз­вы­шать­ся обо­соб­лен­ным утё­сом на фо­не стен пер­во­на­чаль­ной ба­зи­ли­ки Мар­ти­ри­ум, бу­ду­чи от­кры­той с юж. и вост. сто­рон её внутр. дво­ра. Вер­ши­на ска­лы мог­ла слу­жить для ук­ре­п­ле­ния на ней рас­пя­тий – так, на вер­ши­не ска­лы име­ет­ся уг­луб­ле­ние, трак­туе­мое как ме­сто, где сто­ял Жи­во­тво­ря­щий Крест. Од­на­ко сви­де­тель­ст­ва па­лом­ни­ков ра­нее 11 в. об этом мес­те не упо­ми­на­ют, при­том что наи­бо­лее ран­ние сви­де­тель­ст­ва (5–6 вв.) ука­зы­ва­ют на на­ли­чие лун­ки для кре­ста у под­но­жия го­ры Г. Подъ­ём к вер­ши­не Г., воз­мож­но, осу­ще­ст­в­лял­ся по сту­пе­ням, вы­те­сан­ным в скаль­ной по­ро­де.

Голгофа (часовня Стабат-Матер и алтарь Распятия) в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.

В 1-й пол. 7 в. при пе­ре­строй­ке Хра­ма Гро­ба Гос­под­ня Г. бы­ла вклю­че­на в объ­ём хра­ма. Над Г. воз­ве­де­на т. н. цер­ковь Г., че­ты­рёх­уголь­ная в пла­не, со­еди­нён­ная с вост. сто­ро­ны с ба­зи­ли­кой Мар­ти­ри­ум. По­сле ре­кон­ст­рук­ции, пред­при­ня­той в 11 в., и по­сле пе­ре­стро­ек в эпо­ху кре­сто­нос­цев Г. при­об­ре­ла фор­му, ко­то­рая су­ще­ст­вен­но не из­ме­ни­лась до на­стоя­ще­го вре­ме­ни. Для то­го что­бы со­еди­нить Г. с Хра­мом Гро­ба Гос­под­ня в од­ну цер­ковь, бы­ла воз­ве­де­на двух­этаж­ная ка­пел­ла. Бла­го­да­ря это­му, по­па­дая в Храм Гро­ба Гос­под­ня, мож­но бы­ло не­пре­рыв­но дви­гать­ся от ка­пел­лы к ка­пел­ле, всё бо­лее и бо­лее при­бли­жа­ясь к Г. Совр. вид Г. при­об­ре­ла в ре­зуль­та­те вос­ста­нов­ле­ния Хра­ма Гро­ба Гос­под­ня по­сле по­жа­ра 1808. По­ми­мо на­руж­ной ле­ст­ни­цы (в на­стоя­щее вре­мя прак­ти­че­ски не ис­поль­зу­ет­ся), ве­ду­щей в ка­то­лич. ча­сов­ню Сов­ле­че­ния одежд с ули­цы, на Г. ве­дут ещё две ле­ст­ни­цы – пра­вая, от две­рей хра­ма, и ле­вая, от ка­фо­ли­ко­на. Са­ма цер­ковь Г. раз­де­ле­на ко­лон­на­ми на 2 при­де­ла: пра­во­слав­ный (ле­вый) и ка­то­ли­че­ский (пра­вый). В пра­во­слав­ном при­де­ле над ме­стом, где, по пре­да­нию, был во­дру­жён Че­ст­ной Крест, ус­та­нов­лен бе­ло­мра­мор­ный пре­стол. От­вер­стие, где был по­став­лен Крест, об­рам­ле­но се­реб­ря­ным кру­гом. Спра­ва и сле­ва от пре­сто­ла в за­стек­лён­ных про­ёмах вид­ны се­рая ка­мен­ная по­верх­ность Г. и тре­щи­на, про­шед­шая сквозь всю ска­лу в ре­зуль­та­те зем­ле­тря­се­ния в мо­мент кре­ст­ной смер­ти Хри­ста (Мф. 27:57). Ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния 1988 по­ка­за­ли, что Г. в её ны­неш­нем со­стоя­нии яв­ля­ет­ся скаль­ным вы­сту­пом, воз­вы­шаю­щим­ся с вост. сто­ро­ны на 12,7 м, с сев. сто­ро­ны – на 8,9 м, с зап. сто­ро­ны – на 5 м. Зна­чит. часть Г. рас­по­ло­же­на над вы­ра­бо­тан­ным карье­ром и поч­ти пус­та из­нут­ри.

На ниж­нем уров­не, под пра­во­слав­ным пре­сто­лом Г., на­хо­дит­ся т. н. ча­сов­ня Гла­вы Ада­мо­вой. Со­глас­но пре­да­нию, про­сле­жи­ваю­ще­му­ся с кон. 4 в., рас­пя­тие Ии­су­са Хри­ста про­изош­ло на мес­те по­гре­бе­ния Ада­ма. Мн. ран­не­хри­сти­ан­ские ав­то­ры – Епи­фа­ний Кипр­ский (ок. 315–403), Ие­ро­ним Бла­жен­ный и др. – пи­са­ли о том, что Хри­стос сво­ею кро­вью омыл и очи­стил кос­ти пра­от­ца Ада­ма; это же пре­да­ние по­зво­ля­ло ус­та­но­вить ряд кон­но­та­ций са­краль­ной то­по­гра­фии Г. и мн. вет­хо­за­вет­ных сю­же­тов. В глу­би­не ча­сов­ни че­рез стек­лян­ное ок­но вид­на рас­се­ли­на, по ко­то­рой, со­глас­но тра­ди­ции, струя кро­ви Хри­ста дос­тиг­ла че­ре­па Ада­ма. Ар­хео­ло­ги­че­ски ус­та­нов­ле­но, что при имп. Ад­риа­не уг­луб­ле­ние в ска­ле Г., из­вест­ное как «мо­ги­ла Ада­ма» (или «пе­ще­ра Ада­ма»), бы­ло пе­ре­кры­то клад­кой и не мог­ло слу­жить ме­стом по­кло­не­ния во 2–3 вв. Ран­не­хри­сти­ан­ские граф­фи­ти в ней так­же от­сут­ст­ву­ют. В письм. ис­точ­ни­ках ча­сов­ня Ада­ма у под­но­жия ска­лы Г., уст­ро­ен­ная в рас­ши­рен­ной «пе­ще­ре Ада­ма», упо­ми­на­ет­ся лишь с 7 в.

Иконография Голгофы

«Распятие с предстоящими Богоматерьюи Иоанном Богословом». Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни в Афинах. Ок. 1100.

Ико­но­гра­фия Гол­го­фы об­шир­на, т. к. не­раз­рыв­но свя­за­на с ико­но­гра­фи­ей Рас­пя­тия. Древ­ней­шие изо­бра­же­ния и сим­во­лы Г. вос­хо­дят к 4–5 вв. Мо­заи­ка 5 в. в ц. Сан­та-Пу­ден­циа­на в Ри­ме по­ка­зы­ва­ет Г. как ок­руг­лую ка­ме­ни­стую вер­ши­ну, увен­чан­ную зо­ло­тым кре­стом. Бо­лее тра­ди­ци­он­но изо­бра­же­ние Г. в ви­де пло­щад­ки, на ко­то­рую с 2 сто­рон ве­дут сту­пе­ни (на ви­зант. мо­не­тах, па­лом­ни­че­ских ам­пу­лах, фля­гах и др.). Ве­ро­ят­но, это яв­ля­ет­ся от­ра­же­ни­ем ре­аль­но­го оформ­ле­ния Г. в Хра­ме Гро­ба Гос­под­ня, из­ве­ст­но­го по опи­са­ни­ям па­лом­ни­ков. В др. слу­ча­ях Г. пред­став­ле­на ус­лов­но, в ви­де точ­ки или тре­уголь­ни­ка под кре­стом (напр., ам­пу­ла из Му­зея зем­ли Вюр­тем­берг, Штут­гарт; крыш­ка ре­ли­к­ва­рия, Му­зеи Ва­ти­ка­на).

В ико­но­пи­си и книж­ной ми­ниа­тю­ре Г. изо­бра­жа­ет­ся в со­от­вет­ст­вии с Еван­ге­лия­ми как не­боль­шая го­ра с ок­руг­лой или ост­рой вер­ши­ной, вен­чае­мая кре­стом. Обыч­но фор­ма го­ры близ­ка к треуголь­ной, ино­гда с вы­ра­жен­ны­ми сту­пе­ня­ми на скло­нах или с ле­жа­щей под ней го­ло­вой Ада­ма (Хлу­дов­ская Псал­тирь, 9 в., ГИМ), ино­гда на­хо­дя­щей­ся в пе­ще­ре-раз­ло­ме (Ки­ев­ская Псал­тирь, 1397, РНБ). В слу­ча­ях, ко­гда не­об­хо­ди­мо бы­ло изо­бра­зить три кре­ста, Г. мог­ла так­же иметь три вер­ши­ны (Хлу­дов­ская Псал­тирь). В позд­ней ико­но­гра­фии Г. с Ада­мо­вой го­ло­вой час­то слу­жи­ла сим­во­лом смер­ти (напр., на над­гро­би­ях 18–20 вв.). В со­от­вет­ст­вии с апок­ри­фич. ска­за­ния­ми об Ада­мо­вой го­ло­ве изо­бра­жа­ют­ся по­то­ки кро­ви из ран Хри­ста, лью­щие­ся на че­реп Ада­ма (мо­заи­ка со­бо­ра мон. Неа-Мо­ни на о. Хи­ос, 1042–1056). Изо­бра­же­ния Г. в ви­зант. и др.-рус. па­мят­ни­ках час­то со­про­во­ж­да­ют­ся бу­к­вен­ны­ми аб­бре­виа­ту­ра­ми; в по­след­них час­то встре­ча­ет­ся над­пись «М. Л. Р. Б.», оз­на­чаю­щая «ме­сто лоб­ное рай бысть».

В ев­роп. жи­во­пи­си, на­чи­ная с позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья, рас­про­стра­не­на ико­но­гра­фия Г. как об­шир­но­го ска­ли­сто­го пей­за­жа, по­зво­ляю­ще­го раз­мес­тить мно­го­числ. пер­со­на­жей из ком­по­зи­ции на сю­жет о Стра­стях Гос­под­них.

Лит.: Ай­на­лов Д. В. Гол­го­фа и Крест на мо­заи­ке IV в. // Со­об­ще­ния имп. Пра­во­слав­но­го Па­ле­стин­ско­го об­ще­ст­ва. 1894. [Т. 5.]. Февр.; он же. Де­та­ли па­ле­стин­ской ар­хи­тек­ту­ры и то­по­гра­фии на па­мят­ни­ках хри­сти­ан­ско­го ис­кус­ст­ва… // Там же. 1895. [Т. 6.]. Июнь; он же. Рас­по­ло­же­ние глав­ных зда­ний Кон­стан­ти­но­вых по­стро­ек по дан­ным пись­мен­ных ис­точ­ни­ков // Там же. 1903. Т. 14. Ч. 2. № 2; Jeremias J. Golgotha. Lpz., 1926; Gibson S., Taylor J. E. Beneath the Church of the Holy Sepulchre, Jerusalem: the archaeology and early history of traditional Golgotha. L., 1994.

  • ГОЛГО́ФА скальный выступ, где, согласно Евангельскому повествованию, был распят Иисус Христос; получил наименование от обширного скалистого района, находившегося на окраине Иерусалима, первоначально вне черты города (2007)
Вернуться к началу