РАСПЯ́ТИЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РАСПЯ́ТИЕ, историч. вид смертной казни – пригвождение или привязывание приговорённого к смерти человека к деревянному кресту. Применялось в Вавилонии, Древней Греции, Палестине, Карфагене, широкое распространение получило в Древнем Риме, где стало осн. видом позорной и мучительной казни. Через Р. казнили особо опасных преступников (бунтовщиков, изменников, военнопленных, разбойников, беглых рабов). В Рим. империи Р. существовало до сер. 4 в. Для Р., как правило, использовался Т-образный крест (crux commissa), а также простой вертикальный столб (crux simplex), два перекрещённых бруса (один вертикальный, другой горизонтальный; crux immissa), X-образный крест (crux decussata).
Согласно Евангелию, Р. был подвергнут Иисус Христос. Последовавшие за Р. сошествие во ад и Воскресение Христово ознаменовали победу Христа над смертью и спасение человеческого рода. Т. о., крест, на котором был распят Христос, – Крест Господень – для христиан из орудия казни стал символом спасения, таким же символом стало и изображение Распятия Иисуса Христа.
Иконография Распятия Иисуса Христа
Тема Р. – одна из наиболее распространённых в христианском иск-ве. До 5 в. Р. изображалось иносказательно: в виде Креста с терновым венцом, Креста с полуфигурой Христа над ним. Первые буквальные изображения Р. относятся ко 2-й четв. 5 в. (сцены Страстей, слоновая кость, Британский музей, Лондон; рельеф дверей базилики Санта-Сабина в Риме).
С 6 в. визант. иконография Р. следовала стандартной схеме, включавшей образы распятого Христа, предстоящих Иоанна Богослова, Богоматери и святых жён, а также детали, указанные в текстах Евангелий: Голгофу, фигуру сотника Лонгина, пронзающего ребро Христа, символич. изображения стен Иерусалима, солнца и луны по сторонам от Креста и др. На памятниках 6–9 вв. тело Христа изображалось прямым, а Его глаза открытыми, чем подчёркивалась идея триумфа над смертью (Россанский кодекс, 6 в., Епархиальный музей церковного иск-ва, Россано). Нередко Христос облачён в пурпурный хитон с золотыми клавами, атрибутами проповедника (Евангелие Раввулы, 586, Б-ка Лауренциана, Флоренция). К 8 в. относится уникальная икона «Распятие» (Синайский мон. Св. Екатерины), на которой Христос представлен в терновом венце. В послеиконоборческий период тело Христа изображают в момент смерти: поникшим, с закрытыми глазами, чем подчёркивается человеческая природа Спасителя и Его страдания на Кресте. Скорбь Богоматери приобретает более экспрессивный характер (росписи ц. Богоматери в Студенице, ок. 1200). Образ Р. входит в систему декорации ср.-визант. храма и становится одним из ключевых эпизодов Страстей Христовых и Его Воскресения (мозаики церквей Осиос-Лукас в Фокиде, 1030–40; Неа-Мони на о. Хиос, 1049–56).
Др.-рус. иск-во продолжило визант. традицию иконографии Р. Непременными атрибутами сцены Р. являются Голгофа с пещерой, в которой находится череп Адама, и стены Иерусалима (икона из праздничного ряда иконостаса Софийского собора в Новгороде, сер. 14 в., собрание Новгородского музея-заповедника). Редким иконографич. мотивом иконы «Распятие» Дионисия (ок. 1500, ГТГ) является изображение Церкви и Синагоги, символизирующих триумф Нового Завета. Поздние изображения «Распятия с предстоящими» встречаются и в храмовой пластике (см. Пермская деревянная скульптура).
В зап.-христианском иск-ве изображения Р. в осн. чертах следуют визант. иконографии. В нач. 12 в. появляется мотив Р. – Древо жизни (мозаика апсиды ц. Сан-Клементе в Риме, 1128), под влиянием трактата св. Бонавентуры эта композиция становится особенно популярной в кон. 13–14 вв. (фрески Т. Гадди в трапезной ц. Санта-Кроче во Флоренции, 1330-е гг.). Культ св. Франциска Ассизского способствовал распространению типа Распятого с крыльями херувима в сцене «Стигматизация св. Франциска». С кон. 12 в. под визант. влиянием появляется изображение умершего на кресте Христа (эмали Клостернойбургского алтаря, 1181, мон. Клостернойбург, Австрия); с нач. 13 в. формируется «готический» тип Р. – умерший Христос, склонивший голову вправо, изображается на высоком узком кресте о трёх гвоздях (ступни ног прибиты вместе, до этого времени Р. изображают с 4 гвоздями, когда ноги Распятого прибиты к широкому кресту по отдельности). Этот тип становится особенно экспрессивным в иск-ве поздней готики и Северного Возрождения, обогащается деталями из текста «Небесных откровений» св. Биргитты («Изенгеймский алтарь» М. Грюневальда, 1515, Музей Унтерденлинден, Кольмар).