ПЕ́РМСКАЯ ДЕРЕВЯ́ННАЯ СКУЛЬПТУ́РА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕ́РМСКАЯ ДЕРЕВЯ́ННАЯ СКУЛЬПТУ́РА, произведения храмовой пластики кон. 17 – нач. 20 вв. из Пермского региона (Прикамья). Традиция православной скульптуры Прикамья восходит к несохранившимся дерев. резным языч. «болванам истуканным», описанным первыми христианскими миссионерами 14 в. Особое почитание храмовых антропоморфных изображений (разного рода жертвенные приношения, вера в то, что статуи ночью посещают дома, и т. п.) свидетельствует о длительной консервации языч. нар. представлений уже в эпоху христианизации Пермского края. Наиболее распространённые иконографич. группы П. д. с. в осн. те же, что и в дерев. храмовой скульптуре др. регионов России (Поволжье, Рус. Север, Зап. Сибирь), – «Христос в темнице», напрестольное «Распятие с предстоящими», «Голгофский Крест», «Снятие со Креста», «Господь Саваоф», «Ангелы», «Апостолы», «Никола Можайский», «Параскева Пятница» и др. Эволюция П. д. с. позволяет проследить (с 18 в.) влияние классицизма и барокко (в т. ч. зап.-европ.); некоторые памятники отмечены экспрессивным натурализмом (в изображении страданий Иисуса Христа). В значит. части скульптура полихромна (раскраска темперой). Имена резчиков-скульпторов известны со 2-й пол. 18 в. (Водолеев, В. и Н. Гайнцовы, К. М. Девятков и мн. др.), однако их идентификация с конкретными памятниками остаётся одной из проблем изучения П. д. с.; известны произведения лишь нескольких мастеров 19 в. (Д. Т. Домнин, Н. М. Кирьянов). Первыми собирателями и исследователями П. д. с. с нач. 1920-х гг. были А. К. Сыропятов и особенно Н. Н. Серебренников – первый директор Пермской худож. галереи, где ныне хранится б. ч. памятников П. д. с. (ок. 370).