Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕ́РМСКАЯ ДЕРЕВЯ́ННАЯ СКУЛЬПТУ́РА

Пермская деревянная скульптура. «Христос в темнице» (из посёлка Пашия). Кон. 18 в. Пермская художественная галерея.

ПЕ́РМСКАЯ ДЕРЕВЯ́ННАЯ СКУЛЬП­ТУ́РА, про­из­ве­де­ния хра­мо­вой пла­сти­ки кон. 17 – нач. 20 вв. из Перм­ско­го ре­гио­на (При­ка­мья). Тра­ди­ция пра­во­слав­ной скульп­ту­ры При­ка­мья вос­хо­дит к не­со­хра­нив­шим­ся де­рев. рез­ным языч. «бол­ва­нам ис­ту­кан­ным», опи­сан­ным пер­вы­ми хри­сти­ан­ски­ми мис­сио­не­ра­ми 14 в. Осо­бое по­чи­та­ние хра­мо­вых ан­тро­по­морф­ных изо­бра­же­ний (раз­но­го ро­да жерт­вен­ные при­но­ше­ния, ве­ра в то, что ста­туи но­чью по­се­ща­ют до­ма, и т. п.) сви­де­тель­ст­ву­ет о дли­тель­ной кон­сер­ва­ции языч. нар. пред­став­ле­ний уже в эпо­ху хри­стиа­ни­за­ции Перм­ско­го края. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ные ико­но­гра­фич. груп­пы П. д. с. в осн. те же, что и в де­рев. хра­мо­вой скульп­ту­ре др. ре­гио­нов Рос­сии (По­вол­жье, Рус. Се­вер, Зап. Си­бирь), – «Хри­стос в тем­ни­це», на­пре­столь­ное «Рас­пя­тие с пред­стоя­щи­ми», «Гол­гоф­ский Крест», «Сня­тие со Кре­ста», «Гос­подь Са­ва­оф», «Ан­ге­лы», «Апо­сто­лы», «Ни­ко­ла Мо­жай­ский», «Па­ра­ске­ва Пят­ни­ца» и др. Эво­лю­ция П. д. с. по­зво­ля­ет про­сле­дить (с 18 в.) влия­ние клас­си­циз­ма и ба­рок­ко (в т. ч. зап.-ев­роп.); не­ко­то­рые па­мят­ни­ки от­ме­че­ны экс­прес­сив­ным на­ту­ра­лиз­мом (в изо­бра­же­нии стра­да­ний Ии­су­са Хри­ста). В зна­чит. час­ти скульп­ту­ра по­ли­хром­на (рас­крас­ка тем­пе­рой). Име­на рез­чи­ков-скульп­то­ров из­вест­ны со 2-й пол. 18 в. (Во­до­ле­ев, В. и Н. Гайн­цо­вы, К. М. Де­вят­ков и мн. др.), од­на­ко их иден­ти­фи­ка­ция с кон­крет­ны­ми па­мят­ни­ка­ми ос­та­ёт­ся од­ной из про­блем изу­че­ния П. д. с.; из­вест­ны про­из­ве­де­ния лишь не­сколь­ких мас­те­ров 19 в. (Д. Т. Дом­нин, Н. М. Кирь­я­нов). Пер­вы­ми со­би­ра­те­ля­ми и ис­сле­до­ва­те­ля­ми П. д. с. с нач. 1920-х гг. бы­ли А. К. Сы­ро­пя­тов и осо­бен­но Н. Н. Се­реб­рен­ни­ков – пер­вый ди­рек­тор Перм­ской ху­дож. га­ле­реи, где ны­не хра­нит­ся б. ч. па­мят­ни­ков П. д. с. (ок. 370).

Лит.: Се­реб­рен­ни­ков Н. Н. Перм­ская де­ре­вян­ная скульп­ту­ра. Пермь, 1967; он же. Перм­ская де­ре­вян­ная скульп­ту­ра: ма­те­риа­лы пред­ва­ри­тель­но­го изу­че­ния и опись. [2-е изд.]. М., 2008; Ка­за­ри­но­ва Н. В. Жи­во­пис­цы и рез­чи­ки, ра­бо­тав­шие в При­ка­мье в XVIII – пер­вой по­ло­ви­не XIX в. // Из ис­то­рии ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры Ура­ла. Сверд­ловск, 1988; Вла­со­ва О. М. Перм­ская де­ре­вян­ная скульп­ту­ра: ме­ж­ду Вос­то­ком и За­па­дом. Пермь, 2010.

Вернуться к началу