ВОСКРЕСЕ́НИЕ ХРИСТО́ВО
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОСКРЕСЕ́НИЕ ХРИСТО́ВО, в христианстве возвращение Иисуса Христа к жизни после Его смерти на кресте и погребения. В честь этого события установлен праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением, а также Пасхой. В. Х. – явление воскресшего Иисуса Христа апостолам – описывается в следующих евангельских текстах: Мф. 28:1–10; Мк. 16:1–18; Лк. 24:1–49; Ин. 20:1–29; кратко упоминается в 1 Кор. 15:4–5. В апокрифич. «Евангелии от Петра» дано описание самого момента Воскресения.
С апостольских времён христианская проповедь была проповедью прежде и превыше всего о воскресшем Христе; В. Х. занимает центр. место в христианском мировоззрении и вероучении. В этом контексте особый смысл приобретают слова ап. Павла, обращённые к христианам Коринфа: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:19). Ап. Павел именует Христа «первенцем из умерших» (1 Кор. 15:20, 23), поясняя, что Своей смертью и Воскресением Христос победил смерть [как в переносном смысле (смерть греха), так и в прямом)] и открыл верующим путь жизни вечной. По словам свт. Феофана Затворника, «Христу как Первенцу надлежало пройти весь путь восстановления, дабы проложить дорогу восстановляемым». Будучи главным содержанием христианской проповеди, весть о В. Х. является смысловым центром христианского богослужения. Специально прославлению этого события посвящены богослужение каждого воскресного дня (см. Октоих), а также гл. праздник церковного года – Пасха, которая празднуется на протяжении 40 дней.
Иконография
В раннехристианском иск-ве В. Х. изображалось символически – в виде феникса, пророка Ионы, исходящего из чрева китова, пророка Самсона с вратами Газы, Давида, побеждающего Голиафа, и т. п. В 5–6 вв. момент В. Х. обозначался изображением спящих стражников у гроба и явления ангела жёнам-мироносицам. В 9 в. иконография В. Х. в разных вариантах разрабатывалась в иллюстративных циклах Псалтирей: Христос стоит возле гробницы, возлежит в открытом гробе-саркофаге, выходит из него, иногда с царём Давидом (Хлудовская, Штутгартская, Бристольская Псалтири). Тогда же зарождается иконография В. Х. как «Сошествия во ад» – Спаситель в ореоле славы попирает великана (персонификация ада) и изводит из гробов Адама и Еву. В 10 в. этот вариант, основанный на апокрифич. «Евангелии от Никодима», приобрёл законченную форму: в центре Христос во славе, попирающий сломанные врата ада, по сторонам – ветхозаветные праведники с Давидом и Соломоном, у ног Христа – Адам и Ева. В зап.-европ. живописи c 10 в. появляются изображения Воскресения с Христом, исходящим из гроба. В 11–12 вв. распространяется иконография Христа в сиянии, стоящего на крышке гроба или парящего над ним (фреска ц. Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме, 1180). В 13–14 вв. и в визант., и в зап. иск-ве композиция стала более динамичной, развитой по вертикали. В «Сошествии во ад» над ореолом славы Христа изображали ангелов с крестом, в самом ореоле – ангелов с копьями, которые поражают демонов в пещере ада; в нижней части ангелы связывают сатану (икона из Воскресенского собора в Коломне, кон. 14 в., ГТГ). В «Восстании из гроба» Христа показывали парящим в сиянии, с хоругвью (лабарумом) в руке в знак победы над смертью и адом, со спящей стражей, часто с ангелами и жёнами-мироносицами. Этот тип возобладал в иск-ве Возрождения, маньеризма и барокко (фреска Андреа да Фиренце в Испанской капелле в ц. Санта-Мария-Новелла во Флоренции, 1366; «Изенгеймский алтарь» М. Грюневальда, 1512–16, музей Унтерлинден, Кольмар; алтарный образ Я. Тинторетто, 1585, ц. Сан-Кассиано, Венеция). Его разновидностью можно считать символич. изображение В. Х. в виде сияния над гробом (картина Рембрандта, 1639). Наряду с ним продолжали бытовать и др. варианты: с Христом, исходящим из гроба (алтарный образ Пьеро делла Франчески, 1460–63 или 1463–65, Гор. музей, Сансеполькро) или стоящим на его крышке (алтарь собора Св. Ильи в Тршебоне, ок. 1380; картина П. П. Рубенса, 1611–12). В поствизантийской иконописи тип «Восстание из гроба» появился под зап. влиянием. На строгановских иконах рубежа 16–17 вв. сцена восстания Христа занимает скромное место в качестве одной из деталей композиции «Сошествие во ад». К сер. 17 в. она перемещается в верхнюю часть иконы, а нижнюю часть занимает «Сошествие во ад». Дополненная изображениями рая, праведников, исходящих из ада, ангелов, побивающих сатану, а также сюжетами, связанными с Распятием Христовым, эта композиция сохраняется в традиц. иконописи 18–19 вв. В рус. церковной живописи Нового времени использовался зап.-европ. тип, где Христос в сиянии отлетает в небеса; в иск-ве модерна встречаются изображения Христа, стоящего на фоне открытой гробницы (фасадная мозаика храма Воскресения Христова в С.-Петербурге, по оригиналу М. В. Нестерова, 1901).