Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОСКРЕСЕ́НИЕ ХРИСТО́ВО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 735-736

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Л. Бусева-Давыдова (иконография)

ВОСКРЕСЕ́НИЕ ХРИСТО́ВО, в хри­сти­ан­ст­ве воз­вра­ще­ние Ии­су­са Хри­ста к жиз­ни по­сле Его смер­ти на кре­сте и по­гре­бе­ния. В честь это­го со­бы­тия ус­та­нов­лен празд­ник, име­нуе­мый Свет­лым Хри­сто­вым Вос­кре­се­ни­ем, а так­же Пас­хой. В. Х. – яв­ле­ние вос­крес­ше­го Ии­су­са Хри­ста апо­сто­лам – опи­сы­ва­ет­ся в сле­дую­щих еван­гель­ских тек­стах: Мф. 28:1–10; Мк. 16:1–18; Лк. 24:1–49; Ин. 20:1–29; крат­ко упо­ми­на­ет­ся в 1 Кор. 15:4–5. В апок­ри­фич. «Еван­ге­лии от Пет­ра» да­но опи­са­ние са­мо­го мо­мен­та Вос­кре­се­ния.

С апо­столь­ских вре­мён хри­сти­ан­ская про­по­ведь бы­ла про­по­ве­дью пре­ж­де и пре­вы­ше все­го о вос­крес­шем Хри­сте; В. Х. за­ни­ма­ет центр. ме­сто в хри­сти­анском ми­ро­воз­зре­нии и ве­ро­уче­нии. В этом кон­тек­сте осо­бый смысл при­об­ре­та­ют сло­ва ап. Пав­ла, об­ра­щён­ные к хри­стиа­нам Ко­рин­фа: «Ес­ли Хри­стос не вос­крес, то и про­по­ведь на­ша тщет­на, тщет­на и ве­ра ва­ша» (1 Кор. 15:19). Ап. Па­вел име­ну­ет Хри­ста «пер­вен­цем из умер­ших» (1 Кор. 15:20, 23), по­яс­няя, что Сво­ей смер­тью и Вос­кре­се­нием Хри­стос по­бе­дил смерть [как в пе­ре­нос­ном смыс­ле (смерть гре­ха), так и в пря­мом)] и от­крыл ве­рую­щим путь жиз­ни веч­ной. По сло­вам свт. Фео­фа­на За­твор­ни­ка, «Хри­сту как Пер­вен­цу над­ле­жа­ло прой­ти весь путь вос­ста­нов­ле­ния, да­бы про­ло­жить до­ро­гу вос­ста­нов­ляе­мым». Бу­ду­чи глав­ным со­дер­жа­ни­ем хри­сти­ан­ской про­по­ве­ди, весть о В. Х. яв­ля­ет­ся смы­сло­вым цен­тром хри­сти­ан­ско­го бо­го­слу­же­ния. Спе­ци­аль­но про­слав­ле­нию это­го со­бы­тия по­свя­ще­ны бо­го­слу­же­ние ка­ж­до­го вос­крес­но­го дня (см. Ок­то­их), а так­же гл. празд­ник цер­ков­но­го го­да – Пас­ха, ко­то­рая празд­ну­ет­ся на про­тя­же­нии 40 дней.

Иконография

«Воскресение Христово». Алтарный образ Пьеро делла Франчески. 1460–63 или 1463–65. Городской музей (Сансеполькро).
«Воскресение. Сошествие во ад». Икона. 2-я пол. 15 в. Псковский историко-архитектурный музей-заповедник. Архив «Православной экциклопедии»
«Сошествие во ад». Фреска в апсиде кафоликона монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (Стамбул). Ок. 1316–21. Архив «Православной экциклопедии»

В ран­не­хри­сти­ан­ском иск-ве В. Х. изо­бра­жа­лось сим­во­ли­че­ски – в ви­де фе­ник­са, про­ро­ка Ио­ны, ис­хо­дя­ще­го из чре­ва ки­то­ва, про­ро­ка Сам­со­на с вра­та­ми Га­зы, Да­ви­да, по­бе­ж­даю­ще­го Го­лиа­фа, и т. п. В 5–6 вв. мо­мент В. Х. обо­зна­чал­ся изо­бра­же­ни­ем спя­щих страж­ни­ков у гро­ба и яв­ле­ния ан­ге­ла жё­нам-ми­ро­но­си­цам. В 9 в. ико­но­гра­фия В. Х. в раз­ных ва­ри­ан­тах раз­ра­ба­ты­ва­лась в ил­лю­ст­ра­тив­ных цик­лах Псал­ти­рей: Хри­стос сто­ит воз­ле гроб­ни­цы, воз­ле­жит в от­кры­том гро­бе-сар­ко­фа­ге, вы­хо­дит из не­го, ино­гда с ца­рём Да­ви­дом (Хлу­дов­ская, Штут­гарт­ская, Бри­столь­ская Псал­ти­ри). То­гда же за­ро­ж­да­ет­ся ико­но­гра­фия В. Х. как «Со­ше­ст­вия во ад» – Спа­си­тель в оре­о­ле сла­вы по­пи­ра­ет ве­ли­ка­на (пер­со­ни­фи­ка­ция ада) и из­во­дит из гро­бов Ада­ма и Еву. В 10 в. этот ва­ри­ант, ос­но­ван­ный на апок­ри­фич. «Еван­ге­лии от Ни­ко­ди­ма», при­об­рёл за­кон­чен­ную фор­му: в цен­тре Хри­стос во сла­ве, по­пи­раю­щий сло­ман­ные вра­та ада, по сто­ро­нам – вет­хо­за­вет­ные пра­вед­ни­ки с Да­ви­дом и Со­ло­мо­ном, у ног Хри­ста – Адам и Ева. В зап.-европ. жи­во­пи­си c 10 в. по­яв­ля­ют­ся изоб­ра­же­ния Вос­кре­се­ния с Хри­стом, ис­хо­дя­щим из гро­ба. В 11–12 вв. рас­про­стра­ня­ет­ся ико­но­гра­фия Хри­ста в сия­нии, стоя­ще­го на крыш­ке гро­ба или па­ря­ще­го над ним (фре­ска ц. Сан-Пао­ло-фуо­ри-ле-Му­ра в Ри­ме, 1180). В 13–14 вв. и в ви­зант., и в зап. иск-ве ком­по­зи­ция ста­ла бо­лее ди­на­мич­ной, раз­ви­той по вер­ти­ка­ли. В «Со­ше­ст­вии во ад» над оре­о­лом сла­вы Хри­ста изо­бра­жа­ли ан­ге­лов с кре­стом, в са­мом оре­о­ле – ан­ге­лов с копь­я­ми, ко­то­рые по­ра­жа­ют де­мо­нов в пе­ще­ре ада; в ниж­ней час­ти ан­ге­лы свя­зы­ва­ют са­та­ну (ико­на из Вос­кре­сен­ско­го со­бо­ра в Ко­лом­не, кон. 14 в., ГТГ). В «Вос­ста­нии из гро­ба» Хри­ста по­ка­зы­ва­ли па­ря­щим в сия­нии, с хо­руг­вью (ла­ба­ру­мом) в ру­ке в знак по­бе­ды над смер­тью и адом, со спя­щей стра­жей, час­то с ан­ге­ла­ми и жё­на­ми-ми­ро­но­си­цами. Этот тип во­зоб­ла­дал в иск-ве Воз­ро­ж­де­ния, мань­е­риз­ма и ба­рок­ко (фре­ска Ан­д­реа да Фи­рен­це в Ис­пан­ской ка­пел­ле в ц. Сан­та-Ма­рия-Но­вел­ла во Фло­рен­ции, 1366; «Изен­гейм­ский ал­тарь» М. Грю­не­валь­да, 1512–16, му­зей Ун­тер­лин­ден, Коль­мар; ал­тар­ный об­раз Я. Тин­то­рет­то, 1585, ц. Сан-Кас­сиа­но, Ве­не­ция). Его раз­но­вид­но­стью мож­но счи­тать сим­во­лич. изо­бра­же­ние В. Х. в ви­де сия­ния над гро­бом (кар­тина Рем­бранд­та, 1639). На­ря­ду с ним про­дол­жа­ли бы­то­вать и др. ва­ри­ан­ты: с Хри­стом, ис­хо­дя­щим из гро­ба (ал­тарный об­раз Пье­ро дел­ла Фран­че­ски, 1460–63 или 1463–65, Гор. му­зей, Сан­се­польк­ро) или стоя­щим на его крыш­ке (ал­тарь со­бо­ра Св. Ильи в Трше­боне, ок. 1380; кар­ти­на П. П. Ру­бен­са, 1611–12). В по­стви­зан­тий­ской ико­но­пи­си тип «Вос­ста­ние из гро­ба» поя­вил­ся под зап. влия­ни­ем. На стро­га­нов­ских ико­нах ру­бе­жа 16–17 вв. сце­на вос­ста­ния Хри­ста за­ни­ма­ет скром­ное ме­сто в ка­че­ст­ве од­ной из де­та­лей ком­по­зи­ции «Со­ше­ст­вие во ад». К сер. 17 в. она пе­ре­ме­ща­ет­ся в верх­нюю часть ико­ны, а ниж­нюю часть за­ни­ма­ет «Со­ше­ст­вие во ад». До­пол­нен­ная изо­бра­же­ния­ми рая, пра­вед­ни­ков, ис­хо­дя­щих из ада, ан­ге­лов, по­би­ваю­щих са­та­ну, а так­же сю­же­та­ми, свя­зан­ны­ми с Рас­пя­ти­ем Хри­сто­вым, эта ком­по­зи­ция со­хра­ня­ет­ся в тра­диц. ико­но­пи­си 18–19 вв. В рус. цер­ков­ной жи­во­пи­си Но­во­го вре­ме­ни ис­поль­зо­вал­ся зап.-ев­роп. тип, где Хри­стос в сия­нии от­ле­та­ет в не­бе­са; в иск-ве мо­дер­на встре­ча­ют­ся изо­бра­же­ния Хри­ста, стоя­ще­го на фо­не от­кры­той гроб­ни­цы (фа­сад­ная мо­заи­ка хра­ма Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в С.-Пе­тер­бур­ге, по ори­ги­на­лу М. В. Не­сте­ро­ва, 1901).

Лит.: Schönewolf O. Die Darstellungen der Auferstehung Christi, ihre Entstehung und ihre ältesten Denkmäler. Lpz., 1909; Villette J. La Résurrection du Christ dans l’art chrétien du II au VII siècle. P., 1957; По­кров­ский Н. В. Еван­ге­лие в па­мят­ни­ках ико­но­гра­фии пре­иму­ще­ст­вен­но ви­зан­тий­ских и рус­ских. 2-е изд. М., 2001.

Вернуться к началу