ПА́СХА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́СХА (греч. Πάσχα), 1) библейский праздник в память об Исходе евр. народа из Египта; в иудаизме – Песах.
2) Важнейший праздник христианской Церкви – Воскресение Христово. В Новом Завете «Пасхой», т. е. пасхальной жертвой, назван Иисус Христос (1 Кор. 5:7). Гл. таинство Церкви – Евхаристия осмысляется как продолжение Тайной вечери, последней пасхальной трапезы Иисуса с учениками (1 Кор. 11:23–26; Мф. 26:17–30 и др.).
В святоотеч. традиции древние события Исхода евреев из Египта, освобождения их от рабства и дарования им Земли обетованной воспринимались как прообраз совершившегося в день иудейской П. Распятия Христа и последовавших за этим Воскресения Его из мёртвых, освобождения уверовавших в Него от рабства греху и дарования им Царства Небесного.
П. является наиболее древним из всех праздников, ежегодно отмечаемых в христианской Церкви. Со 2 в. имели место споры о дне празднования П. Часть христианских общин – прежде всего в Малой Азии – отмечала П. как память о Распятии Христа и совершала её в день иудейской П. (точнее, в тот день, который рассматривался в этом качестве). Др. общины, в т. ч. Римская и Александрийская, понимали П. как воспоминание прежде всего Воскресения Христова и совершали её в воскресный день после иудейского праздника. Конец пасхальным спорам положило определение I Вселенского собора (325) о праздновании П. в ближайшее воскресенье после полнолуния, следующего за днём весеннего равноденствия (точная формулировка постановления не сохранилась, но на него ссылается 1-е правило Антиохийского собора 341). Тем не менее фактич. разногласия в выборе точной даты празднования П. неоднократно имели место и позднее в связи с разницей в астрономич. и календарных расчётах в разных регионах христианского мира. Принципы исчисления даты П., а также спец. таблицы, облегчающие эту задачу, называются пасхалией. Ныне дата празднования П. у православных христиан отличается от даты празднования П. у зап. христиан из-за применения разных пасхалий.
С раннехристианских времён П. предшествует Великий пост. Богослужение в день П. в первые века христианства представляло собой ночное бдение с субботы, предваряющей П. (Великая суббота), на пасхальное воскресенье. Во время этого бдения читались и пелись библейские отрывки о ветхозаветных установлениях, посвящённых П., о Страстях Христовых и Воскресении Христа, а также, вероятно, читались сочинение Мелитона Сардийского «О Пасхе» (2 в.) и иные подобные тексты. На рассвете бдение оканчивалось торжеств. пасхальной Евхаристией. С 3 в. во время этого бдения совершалось крещение оглашенных. После 5 в. крещение оглашенных в пасхальную ночь стало совершаться всё реже по причине массового крещения в детском возрасте, а древнее пасхальное бдение постепенно уступило место новым богослужебным чинопоследованиям, посвящённым П. В частности, в совр. традиции православной Церкви прямым продолжением раннехристианского пасхального бдения являются вечерня и литургия Великой субботы, которые, согласно Типикону, следует совершать вечером накануне П., однако в совр. практике РПЦ они совершаются утром в Великую субботу. Осн. службами пасхальной ночи являются: крестный ход; пасхальная, или светлая, заутреня, состоящая из множества ликующих гимнов в честь Воскресения Христова, написанных визант. гимнографами; Божественная литургия первого дня П. С раннехристианских времён получило распространение радостное пасхальное приветствие: «Христос воскрес!» и ответ: «Воистину воскрес!» – т. н. христосование, сопровождающееся, как правило, троекратным лобзанием (поцелуем).
Пасхальная служба повторяется 7 дней подряд, тем самым подчёркивается превосходство П. над др. праздниками (с этим же связаны наименования П. как «праздника праздников», «велика дня»). Пасхальная служба также задаёт тематику всем богослужениям вплоть до дня т. н. отдания П. (среда перед праздником Вознесения Господня). Переходящий праздник П. определяет даты праздников пасхального (подвижного) круга: от Недели о мытаре и фарисее (за 3 нед до Великого поста) до Пятидесятницы.
В совр. практике Римско-католич. церкви восстановлено значение древнего пасхального бдения, включая крещение оглашенных; одним из наиболее ярких обрядов этой ночи является возжжение пасхальной свечи (аналогичная традиция имеется у православных греков, в практике РПЦ не распространена). По окончании 1-й части пасхального богослужения поётся древний гимн «Exsultet» («Да ликуют»), затем начинается евхаристич. служба, включающая, если есть оглашенные, крещение. За П. следует радостный пасхальный период. В протестантских церквах и деноминациях пасхальные празднества сильно разнятся: от торжеств. богослужений, сходных с католическим, до отвержения празднования Пасхи.
Празднование П. традиционно сопровождается молодёжными играми (напр., обливанные дни), поминальными обрядами (см., напр., Радоница), приготовлением ритуальной пищи (см. Кулич, Пасхальное яйцо).