ПЕ́САХ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕ́САХ (евр. פםח – миновал, обошёл), один из гл. библейских праздников, соблюдаемых в иудаизме. В Танахе словом «П.» (в рус. пер. обычно в форме «пасха») называется ягнёнок (агнец), которого следовало приносить в жертву 14-го числа 1-го месяца года (месяца авив; позднее за этим месяцем закрепилось назв. «нисан») в Иерусалимском храме и вкушать. День этого жертвоприношения называется в Библии праздником П. (Пасхи). Осн. содержанием праздника является воспоминание Исхода евреев из Египта, где они находились в рабстве. По воле Бога перед Исходом из Египта потомство евр. народа (первенцы) было избавлено от уничтожения (Господь не попустил «губителю» войти в дома евреев, помеченные кровью агнцев; отсюда назв. этого события – «миновал», «прошёл мимо») (Исх. 12:23, 27, здесь и далее ссылки по синодальному пер. Библии). Важную роль в становлении П. как одного из гл. праздников иудаизма имело предписание царя Иосии в 7 в. до н. э. совершать П. по Моисееву закону (4 Цар. 23:21–23).
Вслед за П., согласно библейскому календарю, наступал праздник Опресноков (пресные хлебцы, называемые мацой), длившийся 7 дней с 15-го по 21-е нисана (Исх. 12:1–28; Лев. 23:5–8; Числ. 28:16–25). Ряд учёных полагают, что первоначально эти праздники были независимы друг от друга: праздник П. мог сложиться в среде скотоводов, а праздник Опресноков – у земледельцев. В Библии они ещё различаются, но в эллинистич. эпоху практически сливаются в единый праздник, носящий имя Песах.
П. был одним из 3 праздников, в которые полагалось совершать паломничество в Иерусалим. Для тех, кого праздник заставал в дальней дороге или кто был ритуально нечист для совершения пасхального жертвоприношения, предусмотрен ещё один день для празднования – спустя месяц (вечером 14-го числа 2-го месяца года – Числ. 9:10–12).
В течение 7 дней (в диаспоре 8 дней) пасхального периода запрещалось есть любые заквашенные продукты (хамец), в т. ч. квасной хлеб. Уничтожение накануне П. всего квасного, хранящегося в доме, в иудаизме приобрело характер важнейшего семейного ритуала. После разрушения Иерусалимского храма, уже в талмудич. эпоху, в качестве замены обряда вкушения пасхальной жертвы сформировалась Пасхальная агада (сб-к молитв и литургич. произведений, связанных с темой Исхода из Египта) как часть детализированного порядка (седера) ритуала празднования П. В иудейской традиции 1-й и 7-й день П. (в диаспоре также 2-й и 8-й) относятся к числу праздничных дней (йом тов), в которые запрещено работать [на практике это правило соблюдается менее строго, чем в отношении субботы (см. Шабат)].