Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШАБА́Т

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 669

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ШАБА́Т (суб­бо­та) (от ив­рит­ско­го кор­ня «швт» – по­ко­ить­ся, пре­кра­щать­ся, воз­дер­жи­вать­ся), в иу­да­из­ме седь­мой день не­де­ли, в ко­то­рый пред­пи­сы­ва­ет­ся воз­дер­жи­вать­ся от ра­бо­ты. По­сле ис­хо­да из Егип­та Бог по­слал го­лод­ным из­ра­иль­тя­нам ман­ну, по­ве­лев, что­бы они за­го­тав­ли­ва­ли пор­цию толь­ко на один день и лишь в шес­той день – двой­ную, т. к. в седь­мой день ман­на ни­спос­ла­на не бу­дет. Мои­сей воз­вес­тил на­ро­ду, что седь­мой день есть «свя­тая суб­бо­та Гос­под­ня» (Исх. 16:4–30), ибо «в шесть дней соз­дал Гос­подь не­бо и зем­лю, мо­ря и всё, что в них, а в день седь­мый по­ко­ил­ся. По­се­му бла­го­сло­вил Гос­подь день суб­бот­ний и ос­вя­тил его» (Исх. 20:9–11). Ш. на­зы­ва­ет­ся зна­ком бо­же­ст­вен­но­го ос­вя­ще­ния Из­раи­ля и шес­ти­днев­но­го тво­ре­ния. В Ш. пред­пи­сы­ва­лось до­пол­ни­тель­ное жерт­во­при­но­ше­ние, рав­ное обыч­но­му еже­днев­но­му (Числ. 28:3–10). Со­глас­но бо­же­ст­вен­но­му пред­пи­са­нию, на­ру­ше­ние суб­бо­ты долж­но бы­ло ка­рать­ся смер­тью (Числ. 15:32–36). Пе­ред на­сту­п­ле­ни­ем Ш. хо­зяй­ка до­ма за­жи­га­ет не ме­нее двух све­чей, из ко­то­рых од­на со­от­вет­ст­ву­ет сти­ху «пом­ни день суб­бот­ний» (Исх. 20:8), а дру­гая – «блю­ди день суб­бот­ний» (Втор. 5:12). К ка­ж­дой тра­пе­зе на стол кла­дут­ся два це­лых хле­ба, по­кры­тые сал­фет­кой, – в па­мять о двой­ной пор­ции ман­ны. Ро­ди­те­ли бла­го­слов­ля­ют де­тей, ис­пол­ня­ют­ся осо­бые за­столь­ные пес­но­пе­ния. Си­на­го­галь­ная ли­тур­гия в Ш. сле­ду­ет осо­бо­му по­ряд­ку.

Вернуться к началу