Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАЦА́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 417

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Бабкина

МАЦА́, мац­ца (евр. הצמ, букв. – вы­жа­тое), у ев­ре­ев пре­сный ри­ту­аль­ный хлеб (оп­рес­нок) в ви­де тон­ких су­хих ле­пё­шек. Со­глас­но биб­лей­ской кн. Ле­вит (Лев. 2), М. при­но­си­ли в Ие­ру­са­лим­ский храм как хлеб­ную жерт­ву. Это един­ст­вен­ный вид хле­ба, доз­во­лен­ный к упот­реб­ле­нию во вре­мя Пе­са­ха в па­мять о том, что из­ра­иль­тя­не по­ки­да­ли Еги­пет спеш­но и при­го­то­ви­ли хлеб из не ус­пев­ше­го за­ква­сить­ся тес­та (Исх. 12:39). Пред­пи­са­ние есть М. ка­са­ет­ся толь­ко пер­во­го дня Пе­са­ха, в ос­таль­ные дни празд­ни­ка дей­ст­ву­ет лишь за­прет упот­реб­лять и дер­жать в до­ме ха­мец – квас­ной хлеб.

Пра­ви­ла при­го­тов­ле­ния М. опи­са­ны в тал­му­ди­че­ском трак­та­те «Пе­са­хим». При из­го­тов­ле­нии М., на­зы­вае­мой так­же «хле­бом бед­но­сти», «хле­бом бед­ст­вия» (Втор. 16:3), не долж­но ис­поль­зо­вать­ся ни­ка­ких ин­гре­ди­ен­тов, кро­ме му­ки и во­ды, а вре­мя из­го­тов­ле­ния не долж­но пре­вы­шать 18 мин. Та­кую М. сле­ду­ет есть во вре­мя пас­халь­но­го се­де­ра. М., в со­став ко­то­рой вхо­дят мас­ло, яй­цо, ви­но или мёд, на­зы­ва­ет­ся М. аши­ра (бо­га­тая М.), её мож­но упот­реб­лять в ос­таль­ные дни Пе­са­ха.

В кон. 19 в. в Анг­лии на­ча­лось пром. про­из-во М., од­на­ко иу­деи, стро­го со­блю­даю­щие ре­лиг. пред­пи­са­ния, пред­по­чи­та­ют по­ку­пать М., из­го­тов­лен­ную вруч­ную. Наи­бо­лее ко­шер­ной (см. Ко­шер) счи­та­ет­ся М. шму­ра (ох­ра­няе­мая М.), про­цесс из­го­тов­ле­ния ко­то­рой кон­тро­ли­ру­ет­ся с мо­мен­та жат­вы, то­гда как кон­троль над из­го­тов­ле­ни­ем обыч­ной М. ве­дёт­ся с мо­мен­та по­мо­ла зер­на. Для Пе­са­ха под­хо­дит лю­бая М., от­ме­чен­ная сер­ти­фи­ка­том, удо­сто­ве­ряю­щим её при­год­ность к упот­реб­ле­нию в Пе­сах. Вся ос­таль­ная М. счи­та­ет­ся ха­ме­цом.

Вернуться к началу