КО́ШЕР
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́ШЕР (евр. כשר, букв. – пригодный, подходящий) (кашер, кашрут, прил. – кошерный, кашерный), в иудаизме заповеданное Торой и кодифицированное в Талмуде представление о сакральной пригодности к.-л. вещей, а также отношений и действий, включающих широкий круг понятий, напр. возможность исполнения к.-л. социальных функций (наследование, свидетельство, допущение к ритуалам и др.), этич. или бытовую характеристику (способности; профессионализм; достойное поведение властителя) и др.
В талмудич. период понятие «К.» в быту применимо в осн. к постановлениям и запретам в пище (Лев. 11; Втор. 14:4–20 и др.). Пригодная к употреблению пища называется кошерной, непригодная – трефной. Контроль над соблюдением К. осуществляет спец. лицо – машгиах. Правила К. распространяются на белковую пищу, преим. мясную. Пригодным в пищу считается мясо только жвачных парнокопытных млекопитающих (крупный и мелкий рогатый скот и дикие животные этого отряда), а также птиц (за исключением хищных, страусов, ибисов, удодов, чаек и некоторых болотных водоплавающих), рыб, обладающих чешуёй и плавниками, и 4 видов саранчи. Особо Тора выделяет неск. видов млекопитающих, запрещённых к поеданию: свиньи, верблюды, зайцы и даманы. Иудейское религ. право – галаха – устанавливает правила ритуального забоя скота (шхита), только при соблюдении которых мясо становится кошерным. Этими правилами должны руководствоваться проф. резники (шохеты). Правила, в частности, регламентируют удаление берцовой жилы и спускание всей крови, затем полное обескровливание мяса при помощи кратковременного отмачивания и засаливания. Правила шхиты практически исключают из рациона ортодоксальных иудаистов мясо диких животных. К понятию «К.» относится также галахич. запрет на смешение мясной и молочной пищи, который выводится из библейского запрета отваривать козлёнка в молоке его матери (Исх. 23:19, 34:26; Втор. 14:21). Правила К. распространяются на вино и изделия из виноградного сока, которые должны изготавливаться под наблюдением «соблюдающего иудея», чтобы предотвратить использование этого продукта для идолослужения.
В разл. направлениях иудаизма К. соблюдается по-разному. Реформистский иудаизм считает, что каждый вправе придерживаться или не придерживаться пищевых предписаний. Консервативный иудаизм обязывает соблюдать К., но не столь строго, как ортодоксальный иудаизм. Ультраортодоксы распространяют правила К. практически на все виды пищи, следя за тем, чтобы в неё не попало ч.-л. запретное.
В иудаистской экзегезе существует множество интерпретаций К. на основе моральных или гигиенич. соображений. Историки и антропологи усматривают происхождение правил К. из диетарных табу, свойственных культурам скотоводов-кочевников древности.