ГАЛАХА́
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГАЛАХА́ (евр. הלכה – постановление, решение по делу), в широком смысле – нормативно-правовая система иудаизма, регламентирующая религ., гражд., семейную жизнь верующих; в узком значении – совокупность определений, регламентаций и законов, содержащихся в Торе, Талмуде и более поздней раввинистич. литературе.
Источниками Г. послужили: письменный Закон (в ортодоксальном иудаизме – 613 предписаний, содержащихся в Торе); установления, основанные на предании (предписания, представленные преим. в речениях пророков); устный Закон (толкование письменного Закона методами прямой интерпретации и герменевтич. дедукции; постановления, наделённые авторитетом библейских предписаний, не изложенные, однако, в Торе и не выведенные из неё путём герменевтич. толкования; установления, не нуждающиеся в подтверждении библейским текстом и принимаемые как аксиомы); постановления [предписания, по существу, содержащиеся в Торе, но разъяснённые толкователями позднее; разл. разрешит. и запретит. постановления, введённые в обиход хранителями и толкователями Торы (софрим; евр. םופריס)]; обычай.
Процесс развития Г. включает неск. историч. периодов: ранний (нач. 4 – кон. 1 вв. до н. э.); эпоха таннаев (1 – 1-я четв. 3 вв. н. э.); эпоха амораев (сер. 3 – кон. 5 вв.); сер. 7 – 1-я пол. 11 вв.; раввинистич. эпоха (с кон. 11 в.). Основоположником устного толкования предписаний Торы традиционно считается Ездра, сын первосвященника Аарона, «книжник, сведущий в законе Моисеевом» (1 Езд. 7:5–6, 10–26). В течение раннего периода первостепенное значение для развития Г. имела деятельность мужей Великого собора (евр. כנסת הגדולה) – религ.-законодат. института, существовавшего в Иудее в период после вавилонского пленения (586–539 до н. э.), чья ранняя история связана с деятельностью Ездры и Неемии, а также работа толкователей Торы в области извлечения, изложения и толкования имеющихся в ней предписаний. Видимо, к раннему периоду относится и формирование самого разделения устного Закона на Мидраш, Г., Аггаду.
В эпоху таннаев Г. сформировалась как набор изустно передаваемых предписаний в виде кратких нормативных формулировок отд. законов, что создало предпосылки для их классификации. В кон. 2 в. практические, а также общие разрешит. и запретит. законы были включены в корпус Мишны. С сер. 3 в. до кон. 5 в. развитие Г. осуществлялось в контексте работы амораев по толкованию законов и определений, включённых в предшествующий период в Мишну (см. Гемара). Это способствовало расширению тематики Г., верификации и обобщению данных в ней определений. Законодат. деятельность амораев, касавшаяся аспектов ритуала и литургии, религ. и этич. предписаний, правовых вопросов, способствовала усилению практич. направленности Г. как нормативно-правовой базы, регламентирующей жизнь верующих. Корпус постановлений палестинских амораев составил Гемару Иерусалимского Талмуда (4 в.); толкование Мишны вавилонскими амораями – Гемару Вавилонского Талмуда (5 в.), благодаря чему Талмуд стал базой дальнейшего развития галахич. традиции. Период сер. 7 – 1-й пол. 11 вв. характеризуется распространением талмудич. Г. в евр. общинах рассеяния, в т. ч. и на лат. Западе. В раввинистич. эпоху галахич. традиция переживает интенсивное развитие, обусловленное возникновением новых школ толкования Талмуда, увеличением значения респонсов, попытками всеобъемлющей кодификации Г. (см. И. Каро). В 19 в., в связи с оформлением нескольких направлений в иудаизме, отношение к Г. постепенно диверсифицировалось; в нач. 21 в. традиц. Г. остаётся важнейшим источником, регламентирующим все стороны жизни верующих (преим. в ортодоксальном иудаизме).