Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИШНА́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 518

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Членов

МИШНА́ (евр. – по­вто­ре­ние, тол­ко­ва­ние, от евр. שנה, ара­мей­ское תנא – по­вто­рять), в иу­да­из­ме часть Тал­му­да, свод по­ло­же­ний ре­лиг. за­ко­но­да­тель­ст­ва (га­ла­ха) и нар­ра­тив­ных ди­дак­тич. по­ве­ст­во­ва­ний (ага­да) Уст­ной То­ры. М., по су­ти, пред­став­ля­ет со­бой опыт ко­ди­фи­ка­ции др.-евр. обыч­но­го пра­ва, по­ло­же­ния ко­то­ро­го тра­ди­ци­он­но вы­во­дят­ся по­сред­ст­вом гер­ме­нев­ти­че­ских пра­вил из письм. тек­ста То­ры. Отд. по­ло­же­ния это­го за­ко­но­да­тель­ст­ва так­же на­зы­ва­ют­ся Миш­ной.

По пред­став­ле­ни­ям ор­то­док­саль­но­го иу­да­из­ма, про­рок Мои­сей по­лу­чил от Бо­га на го­ре Си­най все­объ­ем­лю­щее за­ко­но­да­тель­ст­во в фор­ме Пись­мен­ной То­ры и до­пол­не­ний к ней. Эти до­пол­не­ния на про­тя­же­нии мн. по­ко­ле­ний пе­ре­да­ва­лись изу­ст­но (Уст­ная То­ра), по­ка не бы­ли за­пи­са­ны в ви­де М. при­мер­но во 2 в. до н. э. – 3 в. н. э. не­сколь­ки­ми по­ко­ле­ния­ми фа­ри­сей­ских за­ко­но­учи­те­лей – тан­на­ев (ара­мей­ское – по­вто­ря­ю­щие, тол­кую­щие). Из их чис­ла наи­бо­лее из­вест­ны за­ко­но­учи­те­ли 1 в. н. э. Гил­лель и Шам­май, раб­би Аки­ва, раб­би Ме­ир (сер. 2 в.). Окон­ча­тель­ную ко­ди­фи­ка­цию М. осу­ще­ст­вил раб­би Ие­гу­да га-На­си (кон. 2 – нач. 3 вв.). Прак­ти­че­ски сра­зу по­сле это­го на­ча­лось ком­мен­ти­ро­ва­ние и до­пол­не­ние соз­дан­но­го им сво­да. От­дель­ные М., не во­шед­шие в не­го, по­лу­чи­ли назв. «ба­рай­та» (ара­мей­ское – внеш­ний, т. е. не вклю­чён­ный в свод) и со­ста­ви­ли гл. со­дер­жа­ние отд. па­мят­ни­ка, из­вест­но­го как То­сеф­та (ара­мей­ское – до­пол­не­ние). Осн. кор­пус тол­ко­ва­ний М. – Ге­ма­ра (ара­мей­ское – за­вер­ше­ние) соз­да­вал­ся на про­тя­же­нии 3–5 вв. и вме­сте с М. со­став­ля­ет Тал­муд.

М. вклю­ча­ет 63 трак­та­та (ма­се­хет), рас­пре­де­лён­ные по 6 раз­де­лам (се­дер): Зра­им (евр. – на­са­ж­де­ния) – пра­ви­ла зем­ле­дельч. ра­бот и со­пут­ст­вую­щих им ри­ту­аль­ных дей­ст­вий; Мо­эд (евр. – па­мят­ные дни) – по­ря­док празд­но­ва­ний; На­шим (евр. – жен­щи­ны) – брач­но-се­мей­ные ус­та­нов­ле­ния; Не­зи­кин (ара­мей­ское – ущер­бы) – гра­ж­дан­ское и уго­лов­ное за­ко­но­да­тель­ст­во, вклю­чая зна­ме­ни­тый мо­ра­ли­стич. трак­тат «Авот» (евр. – «От­цы»); Ко­да­шим (евр. – свя­ты­ни) – пра­ви­ла хра­мо­во­го слу­же­ния, не ис­поль­зую­щие­ся по­сле раз­ру­ше­ния Вто­ро­го Хра­ма (70 н. э.); Теа­рот (евр. – ри­ту­аль­ная чис­то­та) – пра­ви­ла ри­ту­аль­ной чис­то­ты (в осн., ны­не ут­ра­ти­ли ак­ту­аль­ность). М., как пра­ви­ло, пе­ча­та­ет­ся не от­дель­но, а вме­сте с То­сеф­той, ге­ма­ра­ми и разл. рав­вин­ски­ми ком­мен­та­рия­ми. За мно­го ве­ков иу­дей­ски­ми муд­ре­ца­ми и рав­ви­на­ми бы­ло со­став­ле­но боль­шое ко­ли­че­ст­во эк­зе­ге­тич. со­чи­не­ний, тол­кую­щих га­ла­хи­че­ские нор­мы М. и оп­ре­де­ляю­щих спо­со­бы их ис­пол­не­ния в ме­няю­щих­ся ис­то­рич. ус­ло­ви­ях. Наи­бо­лее из­вест­ное со­чи­не­ние это­го ро­да при­над­ле­жит Май­мо­ни­ду, за­но­во ко­ди­фи­ци­ро­вав­ше­му М. в 12 в. под назв. «Миш­не То­ра», т. е. «По­вто­ре­ние То­ры».

Лит.: Пе­ре­фер­ко­вич Н. А. Тал­муд. Миш­на и То­сеф­та. 2-е изд. СПб., 1902–1911. Т. 1–6. М., 2004. Т. 1–6; Миш­на. Трак­тат Бра­хот / Пер., ком­мент. раб­би П. Ке­га­ти. Ие­ру­са­лим, 1990; Штейн­зальц Адин. Вве­де­ние в Тал­муд. М., 1993; Ва­ви­лон­ский Тал­муд. Ан­то­ло­гия Аг­га­ды: с тол­ко­ва­ния­ми раб­би А. Эвен-Ис­ра­эля (Штейн­заль­ца) / Пер., ком­мент. У. Гер­шо­ви­ча, А. Ко­вель­ма­на. Ие­ру­са­лим; М., 2001–2008. Т. 1–3; Те­луш­кин Й. Ев­рей­ский мир: важ­ней­шие зна­ния о ев­рей­ском на­ро­де, его ис­то­рии и ре­ли­гии. М., 2005; Мо­ше бен Май­мон, раб­би. Миш­не То­ра. Ко­декс Май­мо­ни­да. М., 2010.

Вернуться к началу