МАЙМОНИ́Д МОИСЕЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЙМОНИ́Д Моисей (Моше бен Маймон, акроним Рамбам – Раббейну Моше бен Маймон) [30.3.1135, Кордова, Испания – 13.12.1204, Фустат (ныне Каир), Египет; похоронен в Тверии (ныне Израиль)], иудейский богослов, философ, врач.
Отец М., Маймон бен Иосеф, занимался иудейским правом, был членом раввинского суда (даяном) Кордовы. В 1148 после захвата города Альмохадами семья М. бежала от преследований, 12 лет скиталась по Испании и, возможно, по Провансу. Согласно мусульм. источникам, семья М. формально приняла ислам (между 1150 и 1160). Сам М. считал необходимым для еврея, принуждаемого в к.-л. стране к отступлению от веры, уехать из неё («Письмо о вынужденном отступничестве», 1160, на араб. яз.). В 1160 семья поселилась в г. Фес (Марокко), в 1165 переехала в Фустат. Здесь М. занялся науч. и лит. деятельностью, исполнял обязанности руководителя евр. общины (официально стал её главой в 1177). Испытывая материальные трудности, обратился к мед. практике, стал личным врачом аль-Фадила, визиря султана Салах ад-Дина. Могила М. в Тверии является местом паломничества.
В 1151, в возрасте 16 лет, М. написал трактат по логике, в 1158 начал работу над комментариями к Мишне (завершены в 1168). В доегипетский период жизни написал также краткий трактат о евр. календаре, ряд комментариев к Вавилонскому Талмуду и труд по галахическим вопросам в Иерусалимском Талмуде. В Египте М. созданы осн. сочинения, принёсшие ему славу и авторитет наиболее влиятельного иудейского мыслителя: 14-томный труд «Мишне Тора» («Повторение Закона», 1180), объясняющий и систематизирующий Закон; «Море невухим» (написано на араб. яз., название на языке оригинала – «Далат алхаирин», «Путеводитель растерянных», 1190); «Иггерет Тейман» («Йеменское послание», ок. 1172); «Маамар тхият а-метим» («Рассуждение о воскресении из мёртвых», 1191).
В соч. «Море невухим» трактуются осн. проблемы филос.-богословской мысли: существование Бога, Его бестелесность, единство, свобода, творение Богом мира и управление им, связь человека с Богом посредством откровения, пророчества, провидение, свобода воли человека, отношение души и тела, вопросы этики, бессмертия, предназначения человека. Цель сочинения – дать филос.-герменевтич. интерпретацию Священного Писания, «тайнам Закона», разъяснить отношение Писания и философии (прежде всего, Аристотеля), веры и разума. Сочинение оказало большое влияние на развитие евр. философии, а также на христианских философов, в т. ч. на Фому Аквинского и Альберта Великого.
В соч. «Сефер а-мицвот» (араб. «Китаб ал-фараид» – «Книга заповедей») М. предложил логич. классификацию 613 заповедей (мицвот) в рамках осн. деления на предписания и запреты. В предисловии он указал 14 принципов, определяющих догматику иудаизма, систематизировал 248 предписывающих и 365 запрещающих заповедей, посчитав неудовлетворительными все предыдущие попытки их систематизации. В «Письме об астрологии» (1194), обращаясь к евреям Марселя, М. полностью отрицал влияние звёзд на дела людей. Респонсы (ответы на запросы) М. (всего 464), написанные на языке запросов (арабском или иврите), свидетельствуют о его ведущей роли в общинной жизни евреев Египта и др. стран. М. также автор мед. трактатов.
Рационалистич. подход М. к основам иудейской философии и миропонимания, как и попытка синтеза иудейской теологии с аристотелианской философией в её араб. форме, вызвали критику и неприятие со стороны адептов мистич. направления в иудаизме (см. в ст. Каббала). Труды М. оказали влияние на философов эпохи Возрождения (Пико делла Мирандола и др.) и Нового времени (в частности, на Спинозу).