ПИ́КО ДЕ́ЛЛА МИРА́НДОЛА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИ́КО ДЕ́ЛЛА МИРА́НДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (24.2.1463, Мирандола – 17.11.1494, Флоренция), итал. философ и гуманист эпохи Возрождения. Происходил из семьи графов Мирандолы и синьоров Конкордии, родственными узами был связан со многими владетельными домами Италии. В 14 лет поступил в Болонский ун-т, затем учился в Ферраре, Падуе (1480–82), Павии (1483) и Париже (1485–86), осваивая право, древнюю словесность, моральную и натуральную философию, богословие, новые и древние языки (помимо латинского и греческого, также еврейский, арабский, халдейский).
П. д. М. довольно рано сблизился с М. Фичино, А. Полициано, Л. Медичи и др. участниками флорентийской Платоновской академии. В 1486 он составил «Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени» («Commento sopra una canzona de amore composta da Girolamo Benivieni») и «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения» («Conclusiones DCCCC dialecticae, morales, physicae, mathematicae, publicae disputandae»), которые намеревался защищать на филос. диспуте в Риме в присутствии знаменитых учёных Италии и Европы. Диспут, намеченный на 1487, должен был открыться «Речью» («Oratio»), посвящённой двум гл. темам: особому предназначению человека в мироздании и изначальному внутреннему единству всех положений человеческой мысли. Папа Иннокентий VIII назначил для проверки «Тезисов» спец. комиссию, которая осудила часть положений, выдвинутых П. д .М. Наскоро составленная им «Апология» («Apologia») привела к осуждению всех «Тезисов». Перед угрозой инквизиционного преследования П. д. М. бежал во Францию, но там был схвачен и заточён в Венсенский замок. Его спасло заступничество высоких покровителей, и прежде всего Л. Медичи. В 1489 П. д. М. закончил и издал трактат «Гептапл, или О семи подходах к толкованию шести дней творения» («Heptaplus. De septiformi sex dierum geneseos enarratione»), в котором исследовал сокровенный смысл Книги Бытия. В 1492 написал небольшой трактат «О сущем и едином» («De ente et uno») – самостоят. часть незавершённого программного труда, имевшего целью согласовать учения Платона и Аристотеля. Последняя работа – «Рассуждения против прорицающей астрологии» («Disputationes adversus astrologiam divinatricem»). Умер П. д. М., по-видимому, отравленный своим секретарём. Похоронен в доминиканском мон. Св. Марка, настоятелем которого был Дж. Савонарола, тесно общавшийся с П. д. М. в конце его жизни.
В центре антропологии П. д. М. – учение о достоинстве и свободе человека как полновластного творца собственного «я». П. д. М. подчёркивал божественное свойство человека охватывать своей субстанцией все виды реальности, растворять в себе всякую сущность, всякую природу; вбирая в себя всё, человек способен стать чем угодно. Развивая намеченную Николаем Кузанским и М. Фичино идею единства духовного опыта человечества, П. д. М. в своих сочинениях изображал мир богословов, философов и поэтов, предполагающий, что мудрость, совечная Творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, подходящую обстоятельствам. Разные мыслители, школы, традиции, обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у П. д. М. взаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях, постичь смысл которых доступно посвящённым.