Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АГАДА́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 175

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Бабкина

АГАДА́ (Аг­га­да, Ха­га­да, Хаг­га­да; евр. הגדה – по­ве­ст­во­ва­ние, сказ, букв. – ска­зан­ное), в иу­да­из­ме час­ти рав­ви­ни­стич. ли­те­ра­ту­ры. А. весь­ма раз­но­об­раз­на по со­ста­ву: древ­ние ле­ген­ды и пре­да­ния, этич. по­уче­ния, прит­чи, про­по­ве­ди, бо­го­слов­ские раз­мыш­ле­ния. Ага­дич. ис­то­рии со­дер­жат­ся гл. обр. в Тал­му­де и мид­ра­шах (см. Мид­раш). Тек­сты А. обыч­но вкра­п­ле­ны в га­ла­хи­че­ские (см. Галаха), час­то вы­сту­пая как ар­гу­мент в раз­ре­ше­нии нравств. или об­ря­до­вой про­бле­мы, но в от­ли­чие от га­ла­хи А. не но­сит нор­ма­тив­но­го ха­рак­те­ра. Язык А. – ив­рит, зап.-ара­мей­ский и вост.-ара­мей­ский диа­лек­ты ара­мей­ско­го яз., по­сколь­ку в соз­да­нии А. наи­бо­лее дея­тель­ное уча­стие при­ня­ло па­ле­стин­ское ев­рей­ст­во. Как пра­ви­ло, А. в рав­ви­ни­стич. со­чи­не­ни­ях вво­дит­ся вы­ра­же­ни­ем: «Слу­чай с …» или «Раб­би … го­ва­ри­вал…» (евр. «раб­би» – учи­тель). Ино­гда в А. вы­де­ля­ют осо­бый жанр – му­сар (евр. – на­став­ле­ние), этич. по­уче­ния. Осо­бое ме­сто здесь за­ни­ма­ет тал­му­дич. трак­тат «По­уче­ния от­цов» («Пир­кей Авот»), со­дер­жа­щий квинт­эс­сен­цию этич. пред­став­ле­ний евр. за­ко­но­учи­те­лей. Боль­шин­ст­во А. име­ет биб­лей­скую ос­но­ву и со­об­ща­ет под­роб­но­сти, ко­то­рых в биб­лей­ском тек­сте нет.

В А. со­дер­жит­ся мно­го фольк­лор­но­го ма­те­риа­ла и сю­же­тов, из­вест­ных из фольк­ло­ра др. на­ро­дов. Ге­роя­ми ага­дич. ска­за­ний (ис­то­ри­че­ских и ми­фи­че­ских) ста­но­ви­лись не толь­ко биб­лей­ские пер­со­на­жи, но и ис­то­рич. ли­ца бо­лее позд­не­го пе­рио­да. Од­на­ко центр. ме­сто в этих ис­то­ри­ях при­над­ле­жит евр. за­ко­но­учи­те­лям и муд­ре­цам 1 в. до н. э. – 3 в. н. э. Мно­гие А. со­об­ща­ют цен­ные све­де­ния об ис­то­рии Па­ле­сти­ны, жиз­ни и бы­те за­ко­но­учи­те­лей. А. – один из не­мно­гих ис­точ­ни­ков зна­ний о древ­них мис­тич. уче­ни­ях. По­пу­ляр­ность ага­дич. ска­за­ний обу­сло­ви­ла из­да­ние А. отд. сбор­ни­ка­ми. В 15 в. Йаа­ков ибн Ха­вив (1445–1515) со­брал ан­то­ло­гию под назв. «Ко­ло­дезь Иа­ко­ва» («Эйн Йаако́в»); впо­след­ст­вии её не­од­но­крат­но ре­дак­ти­ро­ва­ли и до­пол­ня­ли.

Лит.: Ши­нан А. Мир ага­ди­че­ской ли­те­ра­ту­ры. Ие­ру­са­лим, 1989; Ага­да. Ска­за­ния, прит­чи, из­ре­че­ния тал­му­да и мид­ра­шей. М., 1993; Ginzberg L. Legends of the Jews. Balt., 1998; Ли­те­ра­ту­ра Ага­ды / Под ред. И. Бе­гун, Х. Кор­за­ко­ва. М., 1999; Ва­ви­лон­ский тал­муд, ан­то­ло­гия Ага­ды с тол­ко­ва­ния­ми рав­ви­на Ади­на Эвен-Ис­ра­эля (Штейн­заль­ца). М., 2001. Т. 1.

Вернуться к началу