АГАДА́
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
АГАДА́ (Аггада, Хагада, Хаггада; евр. הגדה – повествование, сказ, букв. – сказанное), в иудаизме части раввинистич. литературы. А. весьма разнообразна по составу: древние легенды и предания, этич. поучения, притчи, проповеди, богословские размышления. Агадич. истории содержатся гл. обр. в Талмуде и мидрашах (см. Мидраш). Тексты А. обычно вкраплены в галахические (см. Галаха), часто выступая как аргумент в разрешении нравств. или обрядовой проблемы, но в отличие от галахи А. не носит нормативного характера. Язык А. – иврит, зап.-арамейский и вост.-арамейский диалекты арамейского яз., поскольку в создании А. наиболее деятельное участие приняло палестинское еврейство. Как правило, А. в раввинистич. сочинениях вводится выражением: «Случай с …» или «Рабби … говаривал…» (евр. «рабби» – учитель). Иногда в А. выделяют особый жанр – мусар (евр. – наставление), этич. поучения. Особое место здесь занимает талмудич. трактат «Поучения отцов» («Пиркей Авот»), содержащий квинтэссенцию этич. представлений евр. законоучителей. Большинство А. имеет библейскую основу и сообщает подробности, которых в библейском тексте нет.
В А. содержится много фольклорного материала и сюжетов, известных из фольклора др. народов. Героями агадич. сказаний (исторических и мифических) становились не только библейские персонажи, но и историч. лица более позднего периода. Однако центр. место в этих историях принадлежит евр. законоучителям и мудрецам 1 в. до н. э. – 3 в. н. э. Многие А. сообщают ценные сведения об истории Палестины, жизни и быте законоучителей. А. – один из немногих источников знаний о древних мистич. учениях. Популярность агадич. сказаний обусловила издание А. отд. сборниками. В 15 в. Йааков ибн Хавив (1445–1515) собрал антологию под назв. «Колодезь Иакова» («Эйн Йаако́в»); впоследствии её неоднократно редактировали и дополняли.