МИДРА́Ш
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИДРА́Ш (евр. מדרש – толкование), жанр раввинистич. лит-ры экзегетич. и гомилетич. характера, представленный в Мишне, Тосефте и Гемаре; под мидрашами понимаются также отд. собрания текстов этого жанра. М. возникли в эпоху таннаев (1–2 вв. н. э.). Различают галахич. и агадич. мидраши.
Галахич. М. содержат толкования таннаев к 4 книгам Пятикнижия, целью которых является выведение нормативных положений из библейского текста. Таковы «Мехилта де-раби Ишмаэль к книге Исход», «Сифра к книге Левит», «Сифре к книге Числа», «Сифре к книге Второзаконие», «Мехилта де-раби Шимон бар Иохай к книге Исход» (сохр. частично), «Сифре Зута к книге Числа» и «Мехилта к книге Второзаконие» («Мидраш Таннаим»). Эти М., палестинского происхождения, написаны на мишнаитском иврите. «Мехилта де-раби Ишмаэль к книге Исход», «Сифре к книге Числа», «Мехилта к книге Второзаконие» тяготеют к традиции толкования Ишмаэля, остальные – к школе Акивы.
Более многочисл. агадич. М., представляющие собой последовательный комментарий к библейским книгам, включают собрания проповедей, историч. рассказов, преданий, притч и т. п. Выделяют ранние, средние и поздние агадич. мидраши.
Ранние (классич. аморайские) М. (5–6 вв.) знаменуют расцвет жанра. К ним относятся: М. к книгам Бытие («Берешит Раба»), Левит («Вайикра Раба»), Плач Иеремии («Эха Раба»), Эсфирь («Эстер Раба I»), Песнь Песней («Шир а-Ширим Раба»), Руфь («Рут Раба»), а также «Песикта де-рав Кахана». Одни из них являются экзегетич. М. (напр., «Берешит Раба»), другие – гомилетич. М. (напр., «Вайикра Раба»). Эти 2 типа М. различаются по структуре. Экзегетич. М. комментирует каждый стих книги, а гомилетич. М. делится на главы, представляющие собой собрание проповедей и изречений, объединённых одной темой. М. этого периода написаны на иврите и арамейском языке.
К средним агадич. М. (7–9 вв.) относятся: гомилетич. сб. «Танхума Иеламмедену», экзегетич. М. к книге Экклезиаст («Коэлет Раба»), к I и II книгам Самуила («Мидраш Шемуэль»), к Псалмам («Мидраш Теиллим I»), к Книге Притчей Соломоновых («Мидраш Мишле»), к книге Исход («Шемот Раба»), а также др. агадич. сочинения («Седер Элиягу Раба», «Седер Элиягу Зута», «Пирке де-раби Элиэзер», «Мишнат раби Элиэзер»). В этот период наблюдается упадок жанра.
Поздние М. (11–12 вв.): «Аба Гурион», «Эстер Раба II», М. к Псалмам («Мидраш Теиллим II»).
В 13 в. появились компиляции из частей разл. М. и агадич. сочинений.