Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАННА́И

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 656

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТАННА́И (ת נ אים, тан­на­им; ед. чис­ло ת נא, тан­на, от ара­мей­ско­го – «по­вто­рять», «изу­чать», «учить»), за­ко­но­учи­те­ли в Древ­нем Из­раи­ле в пе­ри­од, про­дол­жав­ший­ся ок. 250 лет, на­чи­ная со вре­ме­ни на­си Гил­ле­ля и до на­пи­са­ния Миш­ны (ок. 220 н. э.). Т. со­би­ра­ли и ре­дак­ти­ро­ва­ли ма­те­риа­лы уст­ной тра­ди­ции, из ко­то­рых воз­ник­ли Мид­раш, Га­ла­ха и Ага­да, со­ста­вив­шие Миш­ну. Они ис­сле­дова­ли воз­ни­каю­щие пра­во­вые ка­зу­сы в свя­зи с биб­лей­ским за­ко­но­да­тель­ст­вом для фор­му­ли­ро­ва­ния за­ко­нов в разл. об­лас­тях со­вре­мен­ной им жиз­ни. Ком­мен­ти­ро­ва­ли Пя­ти­кни­жие с це­лью из­вле­че­ния га­ла­хи­че­ских ус­та­но­вок (мид­ра­шей-ха­ла­ха) и пред­пи­са­ния этич. норм (трак­тат Авот). В ос­но­ве их тол­ко­ва­ний ле­жит спо­соб «мид­раш». Этот спо­соб тол­ко­ва­ния То­ры не был при­нят сад­ду­кея­ми, од­на­ко по­сле раз­ру­ше­ния Хра­ма, ко­гда Т. ста­но­вят­ся ду­хов­ны­ми и по­ли­тич. ру­ко­во­ди­те­ля­ми евр. на­ро­да, он ста­но­вит­ся пре­об­ла­даю­щим. Во 2-й пол. 12 в. Ав­ра­ам Ибн Да­уд пред­ло­жил де­лить эпо­ху Т. на пять по­ко­ле­ний (по при­ме­ру эпо­хи зу­гот) и од­но до­ба­воч­ное по­ко­ле­ние т. н. по­лу­тан­на­ев (кол­лег и уче­ни­ков раб­би Ие­ху­ды ха-На­си, дея­тель­ность ко­то­рых про­дол­жа­лась и по­сле за­вер­ше­ния Миш­ны), что и бы­ло при­ня­то в евр. тра­ди­ции. В Тал­му­де, То­сеф­те и Мид­ра­шах упо­ми­на­ют­ся ок. 240 тан­на­ев.

Вернуться к началу