МЕИ́Р
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕИ́Р (евр. ריאמ, букв. – освещающий; наст. имя Моисей) (ок. 110 – ок. 165, возможно, Месопотамия), иудаистский законоучитель-танна. Согласно легенде, происходил из прозелитов, возводивших свою родословную к рим. имп. Нерону (54–68). Жил в Палестине. Был любимым учеником Акивы, учился также у Ишмаэля бен Элиши и Элиши бен Авуи (ставшего впоследствии еретиком и отступником), знал греч. язык. Прозван М. за учёность и острый ум, имел также титул «хахам» («мудрец»). Был одним из 5 раввинов, тайно возведённых в этот сан рабби Иехудой бен Бавой во время гонений, наступивших после подавления восстания Бар-Кохбы (135); по др. данным, в сан раввина М. вместе с Бар Йохаем Шимоном возвёл Акива. В период гонений М. бежал из Палестины. После возвращения стал одним из глав синедриона в Уше (Галилея), адаптировавшего жизнь евреев к условиям изгнания (галут). Расхождение в галахических спорах с главой синедриона Шимоном бен Гамалиелем стало одной из причин повторного оставления М. Палестины.
Приписываемые М. правовые положения формируют важную часть ранних сборников Мишны и Тосефты. Поскольку, согласно Талмуду, все анонимные положения Мишны атрибутируются М., он оказывается одной из самых влиятельных фигур в истории раввинистич. мысли. М. отмечал важность изучения Торы; резко осуждал безграмотность; считал ритуал взаимосвязанной системой действий, требующей пунктуального выполнения; устоями жизни человека полагал обучение, труд и молитву. Ему приписываются также мн. учения мидрашей и 300 басен, из которых сохранилось три. Талмуд повествует о жене М. – Брурии, учёной женщине, от имени которой приводятся галахические решения.