Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕИ́Р

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 592

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. В. Хлебников

МЕИ́Р (евр. ריאמ, букв. – ос­ве­щаю­щий; наст. имя Мои­сей) (ок. 110 – ок. 165, воз­мож­но, Ме­со­по­та­мия), иу­даи­ст­ский за­ко­но­учи­тель-тан­на. Со­глас­но ле­ген­де, про­ис­хо­дил из про­зе­ли­тов, воз­во­див­ших свою ро­до­слов­ную к рим. имп. Не­ро­ну (54–68). Жил в Па­ле­сти­не. Был лю­би­мым уче­ни­ком Аки­вы, учил­ся так­же у Иш­ма­эля бен Эли­ши и Эли­ши бен Авуи (став­ше­го впо­след­ст­вии ере­ти­ком и от­ступ­ни­ком), знал греч. язык. Про­зван М. за учё­ность и ост­рый ум, имел так­же ти­тул «ха­хам» («муд­рец»). Был од­ним из 5 рав­ви­нов, тай­но воз­ве­дён­ных в этот сан раб­би Ие­ху­дой бен Ба­вой во вре­мя го­не­ний, на­сту­пив­ших по­сле по­дав­ле­ния вос­ста­ния Бар-Кох­бы (135); по др. дан­ным, в сан рав­ви­на М. вме­сте с Бар Йо­ха­ем Ши­мо­ном воз­вёл Аки­ва. В пе­ри­од го­не­ний М. бе­жал из Па­ле­сти­ны. По­сле воз­вра­ще­ния стал од­ним из глав си­нед­рио­на в Уше (Га­ли­лея), адап­ти­ро­вав­ше­го жизнь ев­ре­ев к ус­ло­ви­ям из­гна­ния (га­лут). Рас­хо­ж­де­ние в га­ла­хи­че­ских спо­рах с гла­вой си­нед­рио­на Ши­мо­ном бен Га­ма­лие­лем ста­ло од­ной из при­чин по­втор­но­го ос­тав­ле­ния М. Па­ле­сти­ны.

При­пи­сы­вае­мые М. пра­во­вые по­ло­же­ния фор­ми­ру­ют важ­ную часть ран­них сбор­ни­ков Миш­ны и То­сеф­ты. По­сколь­ку, со­глас­но Тал­му­ду, все ано­ним­ные по­ло­же­ния Миш­ны ат­ри­бу­ти­ру­ют­ся М., он ока­зы­ва­ет­ся од­ной из са­мых влия­тель­ных фи­гур в ис­то­рии рав­ви­ни­стич. мыс­ли. М. от­ме­чал важ­ность изу­че­ния То­ры; рез­ко осу­ж­дал без­гра­мот­ность; счи­тал ри­ту­ал взаи­мо­свя­зан­ной сис­те­мой дей­ст­вий, тре­бую­щей пунк­ту­аль­но­го вы­пол­не­ния; ус­тоя­ми жиз­ни че­ло­ве­ка по­ла­гал обу­че­ние, труд и мо­лит­ву. Ему при­пи­сы­ва­ют­ся так­же мн. уче­ния мид­ра­шей и 300 ба­сен, из ко­то­рых со­хра­ни­лось три. Тал­муд по­ве­ст­ву­ет о же­не М. – Бру­рии, учё­ной жен­щи­не, от име­ни ко­то­рой при­во­дят­ся га­ла­хи­че­ские ре­ше­ния.

Лит.: Blumenthal A. Rabbi Meir: Leben und Wirken eines judischen Weisen. Fr. / M., 1888; Goldenberg R. The Sabbath-law of Rabbi Meir. Missoula, 1978; Shinan A. The Brother of Rabbi Meir // Jerusalem Studies in Hebrew Literature. 1983. № 2.

Вернуться к началу