СИНЕДРИО́Н
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИНЕДРИО́Н (др.-евр. «санхедрин», от греч. συνέδριον – совет, совместное заседание), высший коллегиальный орган политико-административной, религиозной и судебной власти в Иудее древней. До разрушения Второго Храма в 70 н. э. находился в Иерусалиме, позднее – в месте проживания наси, его председателя. Впервые С. упоминается у Иосифа Флавия, который пишет, что в 57 до н. э. рим. проконсул Габиний разделил Иудею на 5 синедрий (Древн. 14.5.4), или синодов (Иуд. В. 1.8.5). Подробные сведения о С. содержатся в Талмуде (Мишна, трактат «Санхедрин» в разделе «Незикин»). Согласно Иосифу Флавию, С. представлял собой политич. и судебный орган. Мишна описывает С. как высший законодат. совет, занимающийся вопросами религии, и как судебную инстанцию, во главе которой стоял ав бет-дин (глава суда). В состав С. входили саддукеи, фарисеи и представители знатных родов из всех областей Иудеи. Согласно Мишне, Великий С. состоял из 71 члена. Заседания проводились на территории Иерусалимского храма в «зале тёсаного камня» (лишкат а-газит) дважды в день (кроме субботы, праздников и их кануна) и никогда не созывались в ночное время. Великий С. рассматривал дела особой важности, связанные с бунтами, лжепророками, совращением жителей города в идолопоклонство и т. п. Ему были также подсудны первосвященники, обвинявшиеся в уголовных преступлениях. Прерогативой С. являлось избрание царя и первосвященника, расширение Иерусалима и Храма. Решение, принятое Великим С., а также его толкование закона считались правовой нормой. Во время правления Ирода I (40–4 до н. э.) полномочия С. были существенно ограничены. В предшествующий период (при династии Хасмонеев (140–63 до н. э.) С. участвовал в управлении государством и влиял на принятие важных гос. решений (напр., без его согласия царь не мог начать войну). Ирод, сместив или умертвив близких к Хасмонеям членов С. – саддукеев и включив в его состав приближённых к нему фарисеев, сохранил за С. лишь функцию высшего религ. суда. После вторичного включения Иудеи в состав Рим. империи в 6 н. э. С. был обязан утверждать смертные приговоры у рим. прокураторов.
Малый С. имелся в каждом городе Иудеи и состоял из 23 членов, назначаемых Великим С. В ведении малого С. находились уголовные дела, по которым могли выноситься смертные приговоры. В ряде случаев они должны были утверждаться Великим С. Некоторые исследователи полагают, что в Иерусалиме заседали три малых С. для разных сословий и каждый из них состоял из 23 членов. Совместное собрание 3 малых С. составляло Великий С. Однако это мнение противоречит Иерусалимскому Талмуду, согласно которому малый С. состоял только из 3 членов.
После разрушения Храма Иоханан бен Заккай учредил С. в Явне. После подавления восстания Бар-Кохбы в 135 С. заседал в разных городах Галилеи (последний – в Тверии) и к 3 в. н. э. рим. императоры признали его высшим органом по делам евреев Рим. империи. Ок. 425 пост наси был упразднён и С. прекратил своё существование.