Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИНЕДРИО́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 228

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. М. Дрейер

СИНЕДРИО́Н (др.-евр. «сан­хед­рин», от греч. συνέδριον – со­вет, со­вме­ст­ное за­се­да­ние), выс­ший кол­ле­ги­аль­ный ор­ган по­ли­ти­ко-ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной, ре­ли­ги­оз­ной и су­деб­ной вла­сти в Иу­дее древ­ней. До раз­ру­ше­ния Вто­ро­го Хра­ма в 70 н. э. на­хо­дил­ся в Ие­ру­са­ли­ме, позд­нее – в мес­те про­жи­ва­ния на­си, его пред­се­да­те­ля. Впер­вые С. упо­ми­на­ет­ся у Ио­си­фа Фла­вия, ко­то­рый пи­шет, что в 57 до н. э. рим. про­кон­сул Га­би­ний раз­де­лил Иу­дею на 5 си­нед­рий (Древн. 14.5.4), или си­но­дов (Иуд. В. 1.8.5). Под­роб­ные све­де­ния о С. со­дер­жат­ся в Тал­му­де (Миш­на, трак­тат «Сан­хед­рин» в раз­де­ле «Не­зи­кин»). Со­глас­но Ио­си­фу Фла­вию, С. пред­став­лял собой по­ли­тич. и су­деб­ный ор­ган. Миш­на опи­сы­ва­ет С. как выс­ший за­ко­но­дат. со­вет, за­ни­маю­щий­ся во­про­са­ми ре­ли­гии, и как су­деб­ную ин­стан­цию, во гла­ве ко­то­рой сто­ял ав бет-дин (гла­ва су­да). В со­став С. вхо­ди­ли сад­ду­кеи, фа­ри­сеи и пред­ста­ви­те­ли знат­ных ро­дов из всех об­лас­тей Иу­деи. Со­глас­но Миш­не, Ве­ли­кий С. со­сто­ял из 71 чле­на. За­се­да­ния про­во­ди­лись на тер­ри­то­рии Ие­ру­са­лим­ско­го хра­ма в «за­ле тё­са­но­го кам­ня» (лиш­кат а-га­зит) два­ж­ды в день (кро­ме суб­бо­ты, празд­ни­ков и их ка­ну­на) и ни­ко­гда не со­зы­ва­лись в ноч­ное вре­мя. Вели­кий С. рас­смат­ри­вал де­ла осо­бой важ­но­сти, свя­зан­ные с бун­та­ми, лже­про­ро­ка­ми, сов­ра­ще­ни­ем жи­те­лей го­ро­да в идо­ло­по­клон­ст­во и т. п. Ему бы­ли так­же под­суд­ны пер­во­свя­щен­ни­ки, об­ви­няв­шие­ся в уго­лов­ных пре­сту­п­ле­ни­ях. Пре­ро­га­ти­вой С. яв­ля­лось из­бра­ние ца­ря и пер­во­свя­щен­ни­ка, рас­ши­ре­ние Ие­ру­са­ли­ма и Хра­ма. Ре­ше­ние, при­ня­тое Ве­ли­ким С., а так­же его тол­ко­ва­ние за­ко­на счи­та­лись пра­во­вой нор­мой. Во вре­мя прав­ле­ния Иро­да I (40–4 до н. э.) пол­но­мо­чия С. бы­ли су­ще­ст­вен­но ог­ра­ни­че­ны. В пред­ше­ст­вую­щий пе­ри­од (при ди­на­стии Хас­мо­не­ев (140–63 до н. э.) С. уча­ст­во­вал в управ­ле­нии го­су­дар­ст­вом и вли­ял на при­ня­тие важ­ных гос. ре­ше­ний (напр., без его со­гла­сия царь не мог на­чать вой­ну). Ирод, сме­стив или умерт­вив близ­ких к Хас­мо­не­ям чле­нов С. – сад­ду­ке­ев и вклю­чив в его со­став при­бли­жён­ных к не­му фа­ри­се­ев, со­хра­нил за С. лишь функ­цию выс­ше­го ре­лиг. су­да. По­сле вто­рич­но­го вклю­че­ния Иу­деи в со­став Рим. им­пе­рии в 6 н. э. С. был обя­зан ут­вер­ждать смерт­ные при­го­во­ры у рим. про­ку­ра­то­ров.

Ма­лый С. имел­ся в ка­ж­дом го­ро­де Иу­деи и со­сто­ял из 23 чле­нов, на­зна­чае­мых Ве­ли­ким С. В ве­де­нии ма­ло­го С. на­хо­ди­лись уго­лов­ные де­ла, по ко­то­рым мог­ли вы­но­сить­ся смерт­ные при­го­во­ры. В ря­де слу­ча­ев они долж­ны бы­ли ут­вер­ждать­ся Ве­ли­ким С. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли по­ла­га­ют, что в Ие­ру­са­ли­ме за­се­да­ли три ма­лых С. для раз­ных со­сло­вий и ка­ж­дый из них со­сто­ял из 23 чле­нов. Со­вме­ст­ное со­б­ра­ние 3 ма­лых С. со­став­ля­ло Ве­ли­кий С. Од­на­ко это мне­ние про­ти­во­ре­чит Ие­ру­са­лим­ско­му Тал­му­ду, со­глас­но ко­то­ро­му ма­лый С. со­сто­ял толь­ко из 3 чле­нов.

По­сле раз­ру­ше­ния Хра­ма Ио­ха­нан бен Зак­кай уч­ре­дил С. в Яв­не. По­сле по­дав­ле­ния вос­ста­ния Бар-Кох­бы в 135 С. за­се­дал в раз­ных го­ро­дах Га­ли­леи (по­след­ний – в Тве­рии) и к 3 в. н. э. рим. им­пе­ра­то­ры при­зна­ли его выс­шим ор­ганом по де­лам ев­ре­ев Рим. им­пе­рии. Ок. 425 пост на­си был уп­разд­нён и С. пре­кра­тил своё су­ще­ст­во­ва­ние.

Вернуться к началу