ИЕРУСАЛИ́М
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИЕРУСАЛИ́М, город в Израиле; в адм. отношении образует одноим. округ. Нас. 743,5 тыс. чел. (2007; св. 65% евреи, 32% арабы), крупнейший по численности населения город страны. Расположен в центр. части Израиля, на плоскогорье и на склонах Иудейских гор (ср. выс. 700 м). Узел автомобильных и железных дорог. Аэропорт (обслуживает внутр. рейсы); в 51 км от И. – междунар. аэропорт им. Д. Бен-Гуриона.
И. впервые упоминается в егип. письменных источниках сер. 2-го тыс. до н. э., в частности в документах Эль-Амарнского архива [письма царя И. Абдихибы егип. фараону Аменхотепу IV (Эхнатону)]. Ок. 1000 до н. э. царь Давид захватил И., населённый до того ханаанейским племенем иевусеев (см. Ханаанеи), и сделал его столицей своего царства. При царе Соломоне город был расширен и укреплён; построен Иерусалимский храм. После распада евр. государства (930–920-е гг. до н. э.) И. стал столицей Иудейского царства. В 586 до н. э. его разрушил вавилонский царь Навуходоносор II, а население увёл в Вавилонию. После завоевания Вавилона персами (539 до н. э.) евреям было разрешено вернуться в Иерусалим.
В 332 до н. э. И. вошёл в состав державы Александра Македонского, а после её распада стал объектом соперничества Птолемеев (владели И. до 200 до н. э.) и Селевкидов. В 167 до н. э. началось восстание евреев против селевкидской власти, в результате которого И. стал столицей независимого государства Хасмонеев. В 63 до н. э. Палестина была завоёвана Помпеем и вошла в сферу влияния Рима. В правление царя Иудеи и рим. союзника Ирода I И. пережил ещё один период расцвета. С 6 н. э. город перешёл под прямое рим. управление, осуществлявшееся прокураторами, из которых наиболее известен Пилат Понтий (26–36), осудивший на смерть Иисуса Христа. Во время восстания евреев против Рима 66–74 (см. Иудейская война) И. был в 70 взят армией рим. полководца Тита (с 79 имп.) и разрушен. После подавления восстания Бар-Кохбы (132–135) имп. Адриан основал на месте И. рим. колонию Элия Капитолина.
С распространением христианства в Рим. империи И. стал почитаться как священный город, центр христианского паломничества. После 326 имп. Константин Великий и его мать Елена воздвигли на месте распятия и погребения Христа храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня), перестроенный Юстинианом I в 6 в. В городе было возведено множество церквей и монастырей. В 614 И. захвачен персами и сильно разрушен, а значит. часть его населения истреблена.
В 630-е гг. Ближний Восток был завоёван арабами-мусульманами (см. Арабские завоевания). В 638 после длительной осады И. сдался отрядам халифа Омара ибн аль-Хаттаба. Под араб. владычеством город обрёл статус третьей (после Мекки и Медины) святыни ислама. Несмотря на важность религ. роли И. в жизни ср.-век. христианской, иудейской и мусульм. общин, в адм.-политич. плане он оставался незначит. городом. В 1099 И. был захвачен крестоносцами (см. Крестовые походы) и стал столицей Иерусалимского королевства. В 1187 егип. султан Салах ад-Дин отвоевал город, однако на краткий период (1229–44) крестоносцы смогли вернуть его под свою власть. С 1250 под властью мамлюков. В 1516 И. вошёл в состав Османской империи. В 19 в. в И. были учреждены представительства многих христианских государств и церквей. Во 2-й пол. 19 в. город стал центром евр. иммиграции и начал быстро расти. В 1860 за пределами гор. стены началось строительство Нового города, скоро превысившего по размерам старую часть И. Евреи с сер. 19 в. составляли половину населения И., христиане и мусульмане – по 25%. Общая численность жителей И. на нач. 20 в. достигала 50 тыс. чел.
В ходе 1-й мировой войны И. был занят брит. войсками (дек. 1917). В 1920–1948 адм. центр брит. подмандатной территории Палестина. В 1920, 1929, 1936 город становился ареной арабо-евр. столкновений. Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 181 (II) от 29.11.1947 о разделе Палестины на евр. и араб. государства, И. был придан статус особой междунар. зоны под управлением ООН. По итогам арабо-израильской войны 1948–49 (см. Арабо-израильские войны) И. был разделён на две части: зап. часть отошла к Израилю, а восточная со Старым городом – к Иордании. В 1950 израильское правительство объявило И. столицей Израиля, однако это решение не было признано большинством государств. В ходе арабо-израильской войны 1967 Вост. Иерусалим был захвачен израильскими войсками и в 1980 аннексирован, несмотря на протесты ООН. Город управляется как единая адм. единица, однако между евр. и араб. населением сохраняются фактич. территориальная сегрегация и глубокие социально-культурные различия. В нач. 21 в. статус И. остаётся одним из наиболее сложных вопросов урегулирования ближневосточного конфликта.
Систематич. археологич. исследования И. ведутся с 1860-х гг. Древнейшее гор. поселение на месте И. восходит ко 2-й пол. 4-го тыс. до н. э. На холме Офель, к югу от Храмовой горы (т. н. Град Давида), сохранились погребения и остатки древнего поселения 14–13 и 10–7 вв. до н. э. – гор. стен, жилищ, также выдолбленный в скале подземный водовод Езекии (система цистерн и тоннелей, ведущих к Силоамской купели; кон. 8 в. до н. э.).
Старый город – историч. центр совр. И. – опоясан стенами, занимает пл. ок. 1 км2. Ныне существующие величественные стены (местами до 20 м в высоту) возведены Сулейманом I Кануни в 1537–41 на месте более ранних средневековых и имеют 8 ворот: Дамасские (Шхемские), на основании античной триумфальной арки; Ирода Великого (Цветочные), Львиные (Св. Стефана), Золотые (Милосердия; заложены в 1187 камнем; по легенде, они откроются во время пришествия Мессии), Мусорные (Навозные), Сионские (Пророка Давида), Яффские и Новые.
Внутри Старого города исторически сложились 4 квартала, заселённые по религ. принципу: еврейский – на юго-востоке (к западу от Стены Плача; вход через Сионские и Мусорные ворота), мусульманский – на северо-востоке, включая также Храмовую гору (вход через Дамасские ворота, ворота Ирода и Львиные), христианский – на северо-западе (к нему ведут Яффские и Новые ворота) и армянский – на юго-западе (вход через Яффские и Сионские ворота). На территории евр. квартала раскопаны остатки гор. стен 8–1 вв. до н. э., домов с мозаичными полами и купальнями (7 в. до н. э.) и др. Храм Соломона, построенный в 10 в. до н. э., много раз разрушался и восстанавливался; в 70-х гг. н. э. разрушен римлянами окончательно; сохранилась часть храмовой платформы времени Ирода I – Зап. стена, или Стена Плача (с несущими арками), гл. святыня иудаизма. Близ Яффских ворот – Цитадель (т. н. Башня Давида), возведённая на месте постройки Ирода I (перестраивалась в 14–16 вв.; ныне Музей истории И.). В евр. квартале – остатки центр. улицы (Кардо) рим. колонии Элия Капитолина с колоннами и арками, восстановленные жилые дома иродианского периода и синагоги, в т. ч. древнейшая – Рамбана (1267), комплекс из 4 сефардских синагог (16 в.), руины синагоги Хурва (18 в.).
Гл. святыня христианства – расположенный в центре христианского квартала Храм Гроба Господня (строился с 326–327); к нему ведёт от Львиных ворот т. н. Скорбный путь, или Крестный путь (Via Dolorosa, или Via Crucis), где сохранились памятники рим. периода – участки мощёных покрытий, триумфальная арка 2 в. н. э. – т. н. Ecce Homo, и др.; в Новейшее время возведены церкви Сестёр Сиона (2-я пол. 19 в.) и Бичевания (1920-е гг., арх. А. Барлуцци), арм. часовня (19 – 1-я пол. 20 вв.), памятные молельни, кресты. Рядом со Скорбным путём, недалеко от Львиных ворот, – остатки Купели Вифезда с руинами церквей визант. периода и эпохи крестоносцев, монастырь и ц. Св. Анны (1140, перестроена в 19 в.). В христианском квартале находятся церкви Иоанна Крестителя (триконх, увенчанный куполом; 11–12 вв.), Спасителя (Искупления; лютеранская, 1889–90, с высокой колокольней), ряд монастырей. Близ Стены Плача сохранились остатки визант. ц. Богородицы (Неа, 543). В арм. квартале находятся кафедральный собор Св. Иакова Старшего (12 в.) и Армянский патриархат. Здесь открыты остатки дворца Ирода I и королевского дворца эпохи крестоносцев.
Гл. мусульм. святыни И. – возведённые на Храмовой горе, где ранее стоял Иерусалимский храм [на пл. Священного двора (Харам аш-Шариф)], мечети: Куббат ас-Сахра (Купол скалы; центральнокупольная, 8-гранная), позолоченный купол которой является символом города; Аль-Акса и мечеть Цепи (8 в.). В мусульм. квартале – многочисл. мечети, постройки периода мамлюков. В христианском квартале, недалеко от Храма Гроба Господня, находится мечеть Омара (15 в.). Б. ч. совр. мусульманского и часть христианского кварталов заняты рынком. У стен Старого города в Новейшее время построены ц. Сан-Пьетро-ин-Галликанту, монастыри: близ Сионских ворот – Св. Креста (армянский, 14 в.); близ Новых ворот – Нотр-Дам-де-Франс (августинский, 1887); близ Дамасских ворот – Св. Стефана (доминиканский, 1900). К северу от Дамасских ворот раскопками открыты древние гробницы, в т. ч. «Гробница царей» и «Гробница в саду», почитаемая некоторыми протестантами как истинное место погребения Иисуса. Старый город включён в список Всемирного наследия.
Сионская гора расположена у юго-зап. угла Старого города. Здесь находятся Гробница Давида, францисканская церковь на месте Сионской горницы (место Тайной вечери – т. н. Сенакулум), ц. Успения Пресвятой Богородицы (построена в 4 в., разрушена в 614, вновь отстроена крестоносцами в 11 в., разрушена в 1187; совр. здание построено в 1898–1900-х гг. по повелению герм. имп. Вильгельма II, арх. Г. Ренард; аббатство бенедиктинцев), иудейские иешивы, Музей холокоста. На Старом протестантском кладбище похоронены многие брит. дипломаты, миссионеры и археологи.
К западу от Сионской горы находится древний резервуар для воды, обновлённый в 16 в. Сулейманом I Кануни («Купальня султана»; ныне – открытый концертный зал). К югу от Сионской горы проходит долина Хином (Геенна), которая на востоке соединяется с долиной Кидрона, огибающей с востока холм Офель и Храмовую гору. В долинах Хином и Кидрона находился древний некрополь И.; сохранились эллинистич. гробницы, вырубленные в скалах (в т. ч. семьи Хезир – с дорическим портиком) и отдельно стоящие (первосвященника Захарии и т. н. Колонна Авессалома). Зап. склон долины Кидрона у вост. подножия Храмовой горы занят мусульманским кладбищем, вост. склон, поднимающийся на Масличную гору, – древнейшим в мире евр. кладбищем.
Масличная (Елеонская) гора находится к востоку от Старого города. На ней расположены: ц. Вознесения (покрытый куполом 8-гранник, 12 в., перестроена в 13 в.), кармелитский женский монастырь с ц. Патер-Ностер, «Церковь всех наций» в Гефсимании (католическая, 1919–24; сохранились руины первоначально стоявшего здесь храма 4–6 вв.) и часовня Скорбящего Господа (Плача Господня; францисканская, 1954–55, обе – арх. А. Барлуцци). РПЦЗ принадлежат женские монастыри, основанные во 2-й пол. 19 в.: на вершине горы – Спасо-Вознесенский с Троицким собором (колокольня выс. 64 м); Св. Марии Магдалины с церковью с 7 золотыми куполами (построена по повелению рос. имп. Александра III в 1885–88; могила вел. кн. Елизаветы Фёдоровны). У подножия горы – греч. и арм. церковь с гротом Гроба Богородицы.
К северу от Масличной горы находится гора Скопус (самая высокая точка И.) со зданиями Евр. ун-та, Мед. центра «Хадасса», госпиталя Августы Виктории (основан Вильгельмом II во время посещения И. в 1898 в честь жены). Здесь открыты также погребения эпохи Ирода I.
Зап. и сев. части И. (т. н. Новый Иерусалим) застраивались с 1860-х гг. Инициатор первых евр. поселений в Новом Иерусалиме – М. Монтефиори. В 1874 в Зап. Иерусалиме основано второе евр. поселение – ныне квартал ортодоксальных иудеев Меа-Шеарим («Сто Ворот»). В местности Эйн-Керем («Источник в винограднике»; по преданию, связана с детством Иоанна Предтечи) Антонином (Капустиным) основан женский Горненский мон. Св. Иоанна Предтечи (РПЦ; ц. Казанской Божией Матери, 1880–83; Троицкий собор, ныне – Всех Святых, в земле Российской просиявших, строительство начато в 1910, возобновлено в 1997). В Эйн-Керем расположены также католич. мон. Св. Иоанна Предтечи, Мед. центр «Хадасса» (1934–41, арх. Э. Мендельзон; 1960, арх. И. Нейфельд; синагога с витражами М. З. Шагала) и др. В зап. части И. находится мон. Св. Креста (12 в.; вначале грузинский, ныне греческий; постройки и роспись связываются с груз. царицей Тамарой и Ш. Руставели).
Генпланы застройки Нового Иерусалима принадлежали П. Геддесу, Ч. Р. Ашби (1919–22), К. Холлидею (1930), Г. Кендаллу (1944). Были построены здания Рокфеллеровского музея (1930–1935, арх. О. Сент-Барб Харрисон; в основе – коллекции Палестинского археологич. музея), кнессета (закончен в 1966; арх. Й. Кларвейн), Израильского музея, нац. мемориал «Яд Вашем» и др.
И. – центр науки, образования и культуры Израиля. Крупнейшее науч. учреждение И. – Израильская АН в Иерусалиме (1961; включает ок. 30 науч. ин-тов), однако б. ч. исследований в области естеств., обществ. и гуманитарных наук осуществляется не в структуре АН, а в Евр. ун-те (открыт в 1925; в новом здании – после 1954, архитекторы Д. и Р. Карми, Ц. Мельцер, А. Мансфельд, М. Вайнрауб, Э. Рау, Д. Резник, А. Александрони и др.), оказывающем решающее влияние на формирование нац. политики в области науч. исследований. Среди др. науч. учреждений – Иерусалимская академия мед. наук (1957), н.-и. институты: Папский библейский ин-т (1927), Ин-т исследований Талмуда и евр. права (1932), исследований в сфере поведенч. наук им. Г. Сольд (1941), стандартов (1953), Науч.-технологич. ин-т по проблемам Галахи (1963), Экуменич. ин-т высших теологич. исследований (1972), Ин-т исламского иск-ва им. Л. А. Майера (1974); Израильское космич. агентство (1988). Крупнейшие вузы: Академия художеств и прикладного иск-ва «Бецалель» (1906; совр. статус с 1969), Колледж Хадасса (1970), Академич. центр им. Руппина (1949), технологич. колледж (1969), Учительская семинария им. Д. Елина (1914), Женский педагогич. колледж (1964). Нац. и университетская б-ка (1892), Нац. мед. б-ка Мюриэл и Филиппа Берман (1919), Публичная гор. б-ка (1961).
В И. работают «Иерусалимский театр Хан» (1967), кукольный театр «Карон» («Вагон», 1981), эксперим. театр «Междисциплинарная арена» (1988), Камерный оперный театр «Aeterna opera» (2003). Проводятся ежегодный междунар. Изр. фестиваль (с 1982, осн. в 1961 в Кесарии), Междунар. кинофестиваль (с 1982), междунар. фестивали: кукольных театров, камерной музыки (с 1997). Актёрская студия Нисана Натива, Школа визуального театра. Пользуются известностью Иерусалимский симфонич. оркестр (1936, до 1940 Симфонич. оркестр радио), Иерусалимский струнный квартет, «Музыкальное трио» (исполняет, наряду с классикой, клезмерскую музыку). Действуют Академия музыки и танца им. С. Рубина (1947), Иерусалимский муз. центр (1973). Проводится муз. конкурс им. Л. Бернстайна.
Иерусалимский футбольный клуб «Бейтар» (выступает на стадионе «Тедди Колек», 21 тыс. мест) – 5-кратный чемпион Израиля (1987–2007); баскетбольный клуб «Хапоэль» (дворец спорта «Мальха», 3 тыс. мест) – обладатель Кубка УЛЕБ (2004).
Основа экономики города – сфера услуг (занято св. 87% работающих, 2004; выше среднего по стране); её осн. сектора – гос. управление, культура и образование, здравоохранение, бизнес-услуги, торговля и др. И. – центр туризма мирового значения; ежегодно город посещают св. 2 млн. иностр. туристов и паломников. Развито гостиничное хозяйство (ок. 70 отелей, 2006). В пром-сти занято ок. 7% работающих; б. ч. предприятий сконцентрирована в нескольких индустр. зонах и пригородах. И. – один из центров совр. высокотехнологичных производств (сосредоточено ок. 400 предприятий, в осн. специализирующихся в области компьютерных технологий и телекоммуникаций, биотехнологий; расположены преим. в индустр. зоне Хар ха-Хоцвим). Действуют предприятия крупных междунар. и израильских концернов, в т. ч. «Intel» и «Motorola» (выпуск электронных схем для компьютеров), «AVK Israel» (микросхемы для приборов мобильной связи), «Elbit Systems Ltd.» (ESL; электронное оборудование), «Tadiran Communications Ltd.» (электронное оборудование воен. назначения, пром. и бытовая электротехника). Развита фармацевтическая (Лаборатория по пром. произ-ву вакцин, сывороток, ферментов, гормональных препаратов и др. при Евр. ун-те) пром-сть. Ювелирное дело (предприятия по обработке, шлифовке и огранке алмазов). Традиц. отрасли пром-сти: полиграфическая, пищевая (предприятия израильского концерна «Tnuva» – сыры и молочные продукты; произ-во вин), текстильная, кожевенно-обувная. В пром. зоне Тальниот в юж. части И. – предприятия мебельной, деревообрабатывающей пром-сти, по произ-ву стройматериалов.