Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПТОЛЕМЕ́И

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 725

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. А. Ладынин

ПТОЛЕМЕ́И, Ла­ги­ды (Πτολεμαοι, Λαγδαι), ди­на­стия ца­рей Егип­та эпо­хи эл­ли­низ­ма (305/304–30 до н. э.). Ос­но­ва­тель – Пто­ле­мей, сын Ла­га (ок. 367–282), ма­ке­до­ня­нин, на­хо­див­ший­ся в от­да­лён­ном род­ст­ве с цар­ским до­мом Те­ме­ни­дов (Ар­геа­дов; см. Ма­ке­до­ния Древ­няя), те­ло­хра­ни­тель Алек­сан­д­ра Ма­кедон­ско­го, с 323 сат­рап (на­ме­ст­ник) Егип­та. Ле­ген­да о том, что он был сы­ном Фи­лип­па II и свод­ным бра­том Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го, не­дос­то­вер­на. В хо­де войн диа­до­хов обес­пе­чил са­мо­стоя­тель­ность Егип­та во гла­ве с но­вой гре­ко-ма­кед. эли­той и в 305/304 про­воз­гла­сил се­бя его ца­рём под име­нем Пто­ле­мей Со­тер («Спа­си­тель»). При нём Еги­пет стал од­ной из ве­ли­ких дер­жав эл­ли­ни­стич. ми­ра (см. Эл­ли­низм) с об­шир­ны­ми внеш­ни­ми вла­де­ния­ми в Ли­вии (Ки­ре­на), Вост. Сре­ди­зем­но­мо­рье, вклю­чая о. Кипр, в Ма­лой Азии и бас­сей­не Эгей­ско­го мо­ря. Его сын Пто­ле­мей II Фи­ла­дельф («Лю­бя­щий се­ст­ру»; 282–246) и внук Пто­ле­мей III Эвер­гет («Бла­го­де­тель»; 246–222) бо­ро­лись с дер­жа­вой Се­лев­ки­дов («Вой­на за си­рий­ское на­след­ст­во» 280–279, 1, 2 и 3-я Си­рий­ские вой­ны 274–271, 260–254, 246–241) и с Ма­ке­до­ни­ей (Хре­мо­ни­до­ва вой­на 267–261). Они не смог­ли проч­но за­кре­пить­ся в Гре­ции и в бас­сей­не Эгей­ско­го м., но при­об­ре­ли плац­дар­мы во Фра­кии и Си­рии. При Пто­ле­мее IV Фи­ло­па­то­ре («Лю­бя­щем от­ца»; 222–205) на­ча­лись труд­но­сти внут­ри стра­ны, вы­зван­ные зна­чит. рос­том чис­лен­но­сти на­се­ле­ния и аг­рар­ным кри­зи­сом, ко­то­рый яв­лял­ся гл. про­бле­мой на про­тя­же­нии все­го 2 в. В на­ча­ле прав­ле­ния Пто­ле­мея V Эпи­фа­на [«Яв­лен­но­го (бо­га)»; 204–180] Еги­пет по­те­рял вла­де­ния в Азии и Ев­ро­пе; юж. часть стра­ны (Фи­ваи­ду) ох­ва­ти­ли вос­ста­ния, ли­де­ры ко­то­рых объ­яв­ля­ли се­бя фа­рао­на­ми. Во вре­мя втор­же­ния в Еги­пет се­лев­кид­ско­го ца­ря Ан­ти­оха IV (6-я Си­рий­ская вой­на 170–168) Еги­пет со­хра­нил не­за­ви­си­мость бла­го­да­ря вме­ша­тель­ст­ву Ри­ма, влия­ние ко­то­ро­го на П. на­рас­та­ло на фо­не раз­до­ров внут­ри их до­ма (напр., от­ме­чен­ных кро­во­про­ли­ти­ем рас­прей род­ных брать­ев и се­ст­ры – Пто­ле­мея VI, Пто­ле­мея VIII и Кле­о­пат­ры II в сер. 2 в.). В 1 в. к Ри­му пе­ре­шли о. Кипр и г. Ки­ре­на, а сам Еги­пет ока­зал­ся под уг­ро­зой за­хва­та, по­сколь­ку в 88 был за­ве­щан Пто­ле­ме­ем X Ри­му. Пто­ле­мей XII (80–51) и его дочь Кле­о­пат­ра VII опи­ра­лись на под­держ­ку рим. по­ли­тич. ли­де­ров – Гнея Пом­пея, Гая Юлия Це­за­ря, Мар­ка Ан­то­ния. В 30-е гг. Ан­то­ний и Кле­о­пат­ра со­вме­ст­но бо­ро­лись с Ок­та­виа­ном Ав­гу­стом. По­ра­же­ние их фло­та при мы­се Ак­ций (2 сент. 31), всту­п­ле­ние Ок­та­виа­на в Еги­пет (ав­густ 30) и са­мо­убий­ст­во Кле­о­пат­ры зна­ме­но­ва­ли ко­нец су­ще­ст­во­ва­ния ди­на­стии Пто­ле­ме­ев.

П. по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ли нау­кам и иск-ву, их сто­ли­ца Алек­сан­д­рия ста­ла круп­ней­шим цен­тром греч. куль­ту­ры эпо­хи эл­ли­низ­ма. В ней на­хо­ди­лись ­Алексан­д­рий­ский му­сей­он и Алек­сан­д­рий­ская биб­лио­те­ка, ра­бо­та­ли вы­даю­щие­ся по­эты и учё­ные (Апол­ло­ний Ро­дос­ский, Кал­ли­мах, Эра­тос­фен Ки­рен­ский, Евк­лид, Ари­старх Са­мос­ский и др.). П. ве­ли об­шир­ное строи­тель­ст­во в егип. хра­мах (куль­то­вые ком­плек­сы Хо­ра в Эд­фу, Хат­хор в Ден­де­ре, Иси­ды на о. Фи­ле и др.). Алек­сан­д­рия яв­ля­лась так­же цен­тром офиц. куль­та Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го и ца­рей из ди­на­стии П. вме­сте с их жё­на­ми, обо­же­ст­в­ляв­ших­ся под куль­то­вы­ми эпи­те­та­ми, ко­то­рые те­перь из­вест­ны как их про­зви­ща (бо­ги-Со­те­ры, бо­ги-Эвер­ге­ты и т. д.). В ря­де по­ко­ле­ний П. прак­ти­ко­ва­лись кров­но­род­ст­вен­ные бра­ки (напр., Пто­ле­мея II и Ар­си­нои II – де­тей Пто­ле­мея I и Бе­ре­ни­ки I).

Лит.: Ра­но­вич А. Б. Эл­ли­низм и его ис­то­ри­че­ская роль. М.; Л., 1950; Пи­кус Н. Н. Цар­ские зем­ле­дель­цы (не­по­сред­ст­вен­ные про­из­во­ди­те­ли) и ре­мес­лен­ни­ки в Егип­те III в. до н. э. М., 1972; Крав­чук А. За­кат Пто­ле­ме­ев. М., 1973; Жи­гу­нин В. Д. Ме­ж­ду­на­род­ные от­но­ше­ния эл­ли­ни­сти­че­ских го­су­дарств в 280–220-х гг. до н. э. Ка­зань, 1980; Бенг­т­сон Г. Пра­ви­те­ли эпо­хи эл­ли­низ­ма. М., 1982; Koenen L. The Ptolemaic King as a religious figure // Images and ideologies: Self-definition in the Hellenistic world. Berk. a. o., 1993; Lampela A. Rome and the Ptolemies of Egypt: The development of their political relations, 273–80 B. C. Hels., 1998; Hölbl G. A History of Ptolemaic empire. L.; N. Y., 2001; Huss W. Ägypten in hellenistischer Zeit, 332–30 v. Chr. Münch., 2001; Ancient Alexandria between Egypt and Greece. Leiden; Boston, 2004; Pto­lemy II Philadelphus and his world. Leiden; Boston, 2008; Manning J. G. The last pharaohs: Egypt under the Ptolemies, 305–30 B. C. Princeton, 2010.

Вернуться к началу