АЛЕКСА́НДР МАКЕДО́НСКИЙ
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЛЕКСА́НДР МАКЕДО́НСКИЙ, Александр III Великий (греч. Ἀλέξᾳνδρος Γ′ ὁ Μέγας) (356, Пелла – 323 до н. э., Вавилон), царь Македонии (с 336 до н. э.), выдающийся полководец. Сын Филиппа II. С 343 в течение трёх лет воспитателем А. М. был Аристотель, который учил его философии, медицине и др. наукам и привил ученику любовь к греч. лит-ре. Филипп рано стал приобщать сына к гос. и воен. делам. С ранних лет А. М. мечтал о подвигах и славе, был отважен до безрассудства, но хладнокровен при решении больших дел. В отношениях с людьми мог быть жестоким и властным, щедрым и великодушным. Его отличала огромная любознательность. Всю жизнь он стремился к познанию неизвестного и достижению безграничного.
Приняв царскую власть, А. М. расправился с убийцами отца и возможными претендентами на престол. В течение года уничтожил внутр. оппозицию, усмирил (335) отпавшие фракийские и иллирийские племена и восставшие греч. города, разрушив до основания Фивы и продав в рабство их граждан. Весной 334 А. М. переправился через Геллеспонт (Дарданеллы), начав поход на восток войной с Персией. Официально поход против Ахеменидов государства предпринимался ради освобождения азиат. греков от ига персов и отмщения за поруганные во время греко-перс. войн греч. святыни. Полагают, что греко-макед. армия насчитывала ок. 30 тыс. пехоты и 5 тыс. конницы, намного уступая персам числом, но превосходя их обученностью и вооружением. Первая победа, одержанная А. М. у р. Граник в мае 334, открыла путь в Малую Азию, завоевание которой свелось преим. к захвату побережья с городами (сопротивление оказали только Милет и Галикарнас) и установлению общего контроля. Занимая греч. города, А. М. восстанавливал в них демократич. строй и даровал свободу и автономию – политика, определявшаяся панэллинскими лозунгами, которые он выдвигал как гегемон (стратег-автократор) Коринфского союза, и обеспечивавшая ему поддержку азиат. греков. Зимой 334/333 А. М. почти без сопротивления занял юго-зап. часть Малой Азии – Карию, Ликию и Памфилию. Затем поднялся на север, в Великую Фригию, оттуда через Каппадокию спустился к горам Тавра, прошёл Киликию и вступил в Сев. Сирию. Осенью 333 произошло второе сражение – при Иссе, в котором А. М. одержал блестящую победу. Победители захватили богатую добычу и много пленных, среди которых оказалась семья Дария – его жена и две дочери (сам царь едва не попал в плен). Отклонив предложение Дария о мире и ответив, что теперь он – владыка всей Азии, А. М., двигаясь далее на юг, прошёл по побережью Сирии и Финикии. Часть городов сдалась ему добровольно, другие оказали сопротивление, самое упорное – Тир, который пал после семимесячной осады и был подвергнут жестокому разграблению. Установив господство на море, зимой 332/331 А. М. занял Египет. Видя в нём освободителя от персов, египтяне беспрепятственно пустили армию А. М. в страну, жрецы признали его фараоном, а оракул Амона назвал сыном бога, что оказало большое влияние на А. М. в его дальнейших притязаниях на почести себе как богу.
Весной 331 греко-макед. армия двинулась далее на восток и беспрепятственно перешла реки Евфрат и Тигр. Третье, решающее сражение 1.10.331 – одно из крупнейших в древности – произошло у Гавгамел, около Ниневии. Персы потерпели сокрушительное поражение, их обоз попал в руки победителей. Не встретив сопротивления, А. М. взял Вавилон и Сузы, в его руках оказались несметные сокровища перс. царей. А. М. отдал воинам на разграбление религ. центр Ахеменидов Персеполь, а царский дворец сжёг. Заняв Экбатаны, А. М. продолжил преследование Дария, который вскоре был убит своими же сатрапами. Смерть перс. царя как бы символизировала окончание войны, которую А. М. вёл как главнокомандующий объединёнными силами Коринфского союза. Он отправил по домам участвовавших в походе греков-союзников. Продолжая поход, А. М. менее чем за год покорил огромные пространства – Гирканию, Парфию, Арию, Дрангиану и Арахосию.
Воен. успехи и расширение завоёванных земель привели к трансформации политики А. М., его сближению с местной знатью. Он стал носить перс. одежду, постепенно ввёл перс. придворный церемониал, что вызвало оппозицию старой макед. знати. Опираясь на армию, А. М. расправился с недовольными (убийство старого полководца Пармениона и его сына Филоты, Клита, спасшего ему жизнь в битве при Гранике, расправа над юношами из знатных макед. семей, составлявших личную охрану А. М., т. н. заговор пажей). С вступлением макед. армии в вост. сатрапии А. М. столкнулся с сопротивлением местного населения. Весной 329, пройдя через горы, А. М. оказался в долине совр. Кабула, а оттуда, преодолев перевалы Гиндукуша, вторгся в Бактрию и переправился через Окс (Амударью). Население Согдианы во главе с одним из правителей – Спитаменом – 3 года оказывало сопротивление завоевателям, используя методы партизанской войны. А. М. захватил столицу Согдианы Мараканду (совр. Самарканд) и разместил гарнизоны вдоль р. Яксарт (Сырдарья), приказав жечь сёла, истреблять и обращать в рабство население. Лишь пойдя на сближение с местной знатью, в 327 А. М. покончил с сопротивлением.
Теперь он мечтал о достижении Внешнего океана, где, как полагали греки, кончается ойкумена. Поход в Индию начался весной 327. А. М. пришлось столкнуться с многочисленными, но разрозненными противниками. На р. Гидасп он нанёс жестокое поражение царю Пору и подчинил обширные территории в бассейне р. Инд. У р. Гифасис войско, измученное походами и тяжёлыми климатич. условиями тропиков с их ливнями, отказалось идти дальше. А. М. был вынужден уступить. Спустившись вдоль Инда к Индийскому ок., он осенью 325 разделил армию на две части, одной из которых (под команд. полководца Неарха) приказал возвращаться морем, другую сам повёл через Гедросию. Этот поход оказался особенно трудным, войско едва не погибло от голода и жажды в сожжённой солнцем пустыне. С большим трудом А. М. достиг Суз, флот несколько ранее вошёл в устье Евфрата. Поход завершился в нач. 324, вернулась (как писал Плутарх) лишь четверть армии. За 10 лет вост. похода армия прошла ок. 19 тыс. км. Созданная А. М. держава (столицей которой был объявлен Вавилон) простиралась от Египта до берегов Инда и от Чёрного м. до Персидского зал.
Перед А. М. встала новая задача: организация управления своей разрозненной державой. В его политике прослеживается тенденция сгладить противоречия между завоевателями и побеждёнными. Он привлекал к управлению местную, особенно перс. знать (но под конец его жизни во главе большинства сатрапий стояли македоняне). Внешнее выражение «политика слияния народов» нашла в пышной свадьбе в Сузах, когда в один день 10 тыс. греко-макед. воинов отпраздновали бракосочетание с местными девушками. А. М. не внёс коренных изменений в адм. систему Ахеменидов, сохранив сатрапии, но разделил адм., воен. и финансовое управление завоёванными областями. Предметом особых забот А. М. была армия, в которую он включил 30 тыс. перс. юношей, обученных воевать по-македонски.
От греков А. М. потребовал оказания ему божественных почестей, но наибольшее недовольство вызвал у них указ (324) о возвращении в полисы изгнанников, поскольку тем самым он вмешивался в их внутренние дела, вопреки Коринфскому договору. Среди мероприятий экономич. характера наиболее значительные – чеканка единой монеты, положившая конец монетному хаосу, царившему в Персидской монархии, и способствовавшая упрочению экономич. связей. Важнейшим элементом в организации новой державы стали основанные А. М. города. Традиция приписывает ему строительство 70 городов, но сопоставление письменных источников с данными археологии позволяет говорить примерно о 30, крупнейший из которых – Александрия в Египте. Значение этой деятельности А. М. далеко вышло за пределы тех целей, прежде всего стратегических, которые он преследовал. Согласно античной традиции, у А. М. были широкие завоевательные планы на западе. Он готовился к новому походу – в Аравию, строил флот, но в разгар приготовлений неожиданно заболел и умер от лихорадки (по др. версии – был отравлен).
Грандиозность похода А. М. произвела на современников колоссальное впечатление, и на протяжении последующих веков его личность и завоевания продолжали волновать умы и сердца людей. Окутанный ореолом славы, А. М. стал героем не только историч., но и лит. произведений. Уже древние разделились в ответах на вопрос, был ли А. М. злым гением, домогавшимся мирового господства, или мудрым предтечей космополитизма? В античной традиции сложилось три осн. направления оценки личности А. М.: апологетическое (т. н. историки Александра – Арриан, Плутарх, Диодор); негативное, последователи которого видели в нём деспота, жестокого и несправедливого (Помпей Трог, отчасти Курций Руф и др.); связанное с филос. школой перипатетиков, положительно оценивавшей деятельность А. М. в первые годы, когда он следовал советам своего учителя Аристотеля, но отмечавшее порчу нравов царя с ростом его власти. Уже в эллинистич. эпоху в Египте возникла чисто лит. традиция, ведущая начало от т. н. романа Псевдокаллисфена, который приобрёл огромную популярность, известно более 80 его вариантов на 24 языках. Образ А. М. вплетается в фольклор разл. народов, претерпевает самые фантастич. изменения в легендах и сказаниях Запада и Востока. Литература об А. М. огромна, оценка его – весьма разноречива. И поныне сохраняют силу слова Арриана: «Нет вообще человека, о котором писали бы больше и противоречивее». А. М. вошёл в историю прежде всего как великий полководец. Как любое завоевание, его поход нёс смерть и рабство, разрушались города, исчезали целые племена. Вместе с тем греки принесли на Восток новые формы социальных отношений, основанные А. М. города становились центрами политич. и экономич. жизни, расширялась зона культурного влияния греков. В походах армию сопровождал целый штат учёных, которые собрали огромный естеств.-науч. материал о новых народах с их нравами, о животном и растительном мире, архитектуре. Значительно расширился географич. кругозор греков. Походы А. М. знаменовали начало нового периода в истории Вост. Средиземноморья, который характеризуется сложными процессами взаимодействия греч. и местных черт, эпохи эллинизма.