А́ВГУСТ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
А́ВГУСТ (Augustus) (до 44 до н. э. Гай Цезарь Октавиан, с 27 до н. э. Гай Юлий Цезарь Октавиан Август) (63 до н. э. – 14 н. э.), рим. император с 27 до н. э. Внучатый племянник Юлия Цезаря, усыновлённый им в завещании. После гибели Цезаря (44) Октавиан, не замещавший ещё никаких магистратур, опираясь на солдат и ветеранов убитого диктатора, рассчитывал стать его преемником. Не получив поддержки от консула М. Антония, он выступил против него на стороне сената в Мутинской войне (43). Одержав в ней победу, Октавиан потребовал от сената консульства, но получил отказ. Тогда он объединился с цезарианцами Антонием и М. Эмилием Лепидом (2-й триумвират, власть которого была декретирована нар. собранием). В 42 триумвиры в битве при Филиппах (Македония) разбили войска Брута и Кассия (убийц Цезаря). Удачно проведя Перузинскую войну (41–40) против сторонников Антония, Октавиан укрепил свои позиции в Италии, содействовал союзу триумвиров с Секстом Помпеем. Однако в 36 из-за нарушения Помпеем договорённости не препятствовать подходу кораблей к берегам Италии повёл с ним войну и разгромил его сторонников в битвах при Милах и при Навлохе, после чего отстранил от власти Лепида. Обострение отношений с Антонием вылилось в войну, официально объявленную егип. царице Клеопатре VII. Победа Октавиана над Антонием и Клеопатрой при мысе Акций (зап. Греция) 2.9.31 завершила период гражд. войн. В 30 Египет был превращён в рим. провинцию. Победитель сосредоточил к этому времени в своих руках всю власть в Риме. 13.1.27 Октавиан притворно объявил сенаторам о намерении уйти в частную жизнь, а сенат «убедил» его сохранить за собой все полномочия и наградил почётным титулом «Август» (возвеличенный богами), закрепившим за ним господство над Римом. Власть А. основывалась на традиц. республиканских публично-правовых нормах: десять раз избираясь консулом, именовался императором, т. к. имел высшую воен. власть высших магистратов – империй (imperium) и высший империй (imperium maius), распространявшийся за пределами Италии; обладал пожизненно властью плебейских трибунов (tribunicia potestas) без избрания на эту должность; в 12 до н. э. получил верховную сакральную власть, став жрецом, великим понтификом (pontifex maximus); носил почётное звание принцепса сената (princeps senatus), превратившись фактически из первоприсутствующего в сенате в первое лицо в государстве. Хотя республиканские институты сохранились, это была монархия особого типа, получившая назв. принципат. А. внёс кардинальные новшества в систему гос. управления, создав наряду с выборными магистратурами и промагистратурами институт назначаемых им чиновников (префектов города, полицейской службы в Риме, возглавлявших преторианскую гвардию, а также управлявших провинциями и т. п.), создав параллельный сенату неформальный совет принцепса (consilium principis) и параллельно гос. казне (эрарию, лат. aerarium) имперскую казну (фиск, лат. fiscus). Он структурно реорганизовал армию, учредив, наряду с легионами и вспомогательными войсками, 9 привилегированных преторианских когорт. Укрепив материальное положение всех воинов, он сделал их своей гл. опорой. Крайне осторожный политик и тонкий дипломат, А., понимая, что население устало от гражд. войн, проводил мероприятия под лозунгом мира (pax Romana), восстановления республиканских и старых отцовских порядков, «исправления нравов» в духе традиц. рим. ценностей. Ему удавалось успешно лавировать между разл. группами рим. общества. Посредством ценза он выделил внутри гражданства высшие сословия (сенаторское и всадническое), заботился об их воспроизводстве (брачные законы), укрепил их привилегии; одновременно консолидировал весь господствующий класс, включавший сверх того италийскую муниципальную и даже провинциальную знать, гарантируя всем защиту собственности, в т. ч. с помощью законов, укреплявших их власть над рабами. А. поддерживал средних (колонисты из числа ветеранов, торговцы, предприниматели) и мелких (сельский и городской плебс) собственников путём упорядочения землеустройства, создания земельного кадастра, ведения широкого городского и дорожного строительства, осуществляя политику «хлеба и зрелищ», особенно привлекавшую к нему люмпенов. Положение провинциалов было облегчено благодаря изменениям в налоговой системе (контроль за деятельностью публиканов в сенатских провинциях и замена их префектами в императорских), а также организации ежегодных жреч. собраний в храмах провинциальных гор. центров, где совершались богослужения в честь А. и богини Ромы. А. ограничил раздачу прав рим. гражданства провинциалам, но поощрял полисную жизнь в городах империи. Поддерживая культы божеств, связанных с родом Юлиев, и введение культа гения А. в Италии, не протестуя появлению культа А. в провинциях, принцепс умело создавал идеологич. основы имперского режима. А. успешно решал историч. задачу усиления и централизации гос. власти и расширения социальной базы империи.
Внешняя политика А. в первые годы его правления была активной: покорение Испании, образование провинций (Египет, Мёзия, Паннония, Германия). Но антирим. восстания в Паннонии (6–8 гг. н. э.) и разгром германцами рим. легионов в Тевтобургском Лесу (9 г. н. э.) вынудили А. отказаться от завоеваний. Его правление ознаменовано большим строительством (Алтарь мира, форум Юлия и Августа и др.), а также расцветом художественной (поэтич. творчество Вергилия, Горация, Овидия, Тибулла, Проперция) и специальной (историк Тит Ливий, правоведы Г. Атей Капитон, М. Антистий Лабеон и др.) лит-ры. Время правления А. нашло отражение у античных авторов (Аппиана, Диона Кассия, Ливия и др.).
А. был дальновидным правителем, ценил и привлекал к себе талантливых помощников (полководец Агриппа, покровитель худож. дарований Меценат), был хорошо образован, нарочито скромен в быту, очень расчётлив и скрытен.
Строй, установленный А., оценивается в науке по-разному: Т. Моммзен считал его диархией (двоевластием сената и принцепса), Э. Мейер признавал его республикой; Т. Н. Грановский и С. В. Ешевский, а затем и В. Гардтхаузен – монархией; развитие теории диархии привело к представлению о принципате А. как о синтетич. явлении.