ХРАМ ГРО́БА ГОСПО́ДНЯ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХРАМ ГРО́БА ГОСПО́ДНЯ (ивритское כנסיית הקבר הקדוש, лат. Sanctum Sepulchrum Domini; или Храм Воскресения – греч. Ναός τῆς ’Αναστάσεως), христианский храмовый комплекс в честь Воскресения Христова в сев.-зап. части Старого Иерусалима. Объединяет гл. святые места христианства – пещеру, где был погребён и воскрес Иисус Христос (Гроб Господень), Голгофу и др.
О почитании святых мест в первый век христианства неизвестно. Ок. 135 рядом с ними построили храм Венеры. Пещера с погребальной скамьёй и холм Голгофы (археологич. исследования 19–20 вв. не подтвердили, но и не опровергли их аутентичность) найдены ок. 326 при участии имп. Елены Святой в ходе поисков, проведённых по воле рим. имп. Константина Великого и еп. Иерусалимского Макария. Языческий храм был снесён и в 326–335 вокруг святых мест под рук. сирийца Зиновия возведён величественный каменный ансамбль. В него входили пропилеи с 3 воротами, 5-нефная базилика Мартирий с обращённым на запад алтарём (58,5×40,5 м), пещера Обретения Креста Господня и внутр. атриум, примыкавший к Голгофе. Остаток горы с погребальной пещерой находился в атриуме и был окружён (вероятно, во 2-й пол. 4 в.) храмом-ротондой Воскресения (Анастасис, или Гроб Господень) диаметром 33 м. В честь освящения Мартирия (13.9.335) было установлено церковное празднование Обновления храма (в рус. традиции – Воскресение словущее).
В 614 комплекс сожжён при захвате Иерусалима персами. Вскоре на его месте были устроены 4 отд. храма, в т. ч. ротонда-Анастасис и на Голгофе. Архит. черты ротонды (форма, план, устройство) стали воспроизводиться в церковном строительстве визант. мира (Армения, Греция, Сев. Африка) и Зап. Европы [центрич. храмы-капеллы в Ахене (ок. 786–798), Фульде (ок. 790–819), в храме Св. Стефана в Болонье (11 в.), Кембридже (ок. 1101–30)]. В 966 Х. Г. Г. сожжён (близ Голгофы устроена мечеть), восстановлен к нач. 11 в., но в 1009 по указу халифа аль-Хакима снесён. К 1047 на средства визант. имп. Константина IX Мономаха отстроены Анастасис, атриум с 3 капеллами и ц. Голгофы (полный объём работ не установлен).
В 1120–60-х гг. вокруг святых мест крестоносцы возвели романо-готич. комплекс паломнич. типа, который пострадал от многочисл. землетрясений и пожаров, неоднократно восстанавливался и перестраивался [с 1925 (в 1930-х гг. арх. А. Барлуцци) идёт реконструкция отд. частей], но в гл. чертах сохранился доныне. В Х. Г. Г. входят: ротонда с Кувуклией [часовня Гроба Господня с приделом Ангела; ок. 1300 с зап. стороны пристроена часовня Главы; изнутри отделана мрамором в 1555; перестроена в 1810-е гг.; в 1865–68 над ней рус. инженерами возведён металлич. купол диаметром 22 м (в 2016–17 проведён ремонт)], обращённый на восток кафоликон Воскресения Христова с куполом (освящён 15.7.1149; в 1810 заложены проходы между нефами; мозаики 20 в.), обходная галерея с часовнями, ц. Голгофы и крипта. В храме устроены ок. 30 частей (церкви, престолы, часовни и приделы), посвящённых событиям последних дней жизни Христа и его ученикам. С юж. стороны у входа (один из двух порталов в кон. 12 в. замурован, рельефы в 1929 перенесены в Археологич. музей Рокфеллера в Иерусалиме) стоит 3-ярусная колокольня (1150–60-е гг., изначально имела 5 ярусов). Первоначальное внутр. убранство почти утрачено, фрагменты мозаики 12 в. сохранились на Голгофе. Святынями храма являются Камень помазания, Колонна св. Огня, Колонна бичевания, гробницы святых Никодима и Иосифа Аримафейского и пр. К комплексу примыкают здания Иерусалимской патриархии, Святогробского братства, мечеть Ханка Салахийя (1187–89) и др. Храм продолжал служить архит. образцом, напр. его объёмно-планировочное решение повторено в 17 в. в Ново-Иерусалимском монастыре.
Изначально Х. Г. Г. был центром Иерусалимской православной церкви и пользовался покровительством Византии и после араб. завоевания Палестины (638). С 8 в. известно о случаях соперничества этнохристианских групп (прежде всего греков, армян и латинян) за владение храмом. Освобождение Гроба Господня от власти мусульман стало гл. девизом крестовых походов: захватив Иерусалим, крестоносцы сделали комплекс центром Латинского патриархата. После изгнания крестоносцев (1187) католики временно утратили свои позиции: в 13–14 вв. они имели в храме свои участки, как и греки, армяне, эфиопы, грузины, копты, сиро-яковиты, несториане, марониты и др., а Кувуклия была общей. Чтобы избежать конфликтов, права на «ключи» от Х. Г. Г. с 12–13 вв. передаются по наследству представителями мусульм. семьи. После падения Византии усилилось влияние католиков, которые благодаря европ. дипломатам впоследствии получали (в 1453, 1535, по условиям Карловицкого конгресса 1698–99, 1811) приоритетные права на святые места. Османские власти, признавая право всех исповеданий на доступ к святыням, отказывались прямо поддерживать одну из групп, чем усугубляли противостояние. В 19 в. вопрос о праве на святые места, в т. ч. на Х. Г. Г., обострился из-за желания великих держав закрепить своё положение на Ближнем Востоке и стал поводом для начала Крымской войны 1853–56. Положение статус-кво по разделению частей Х. Г. Г. между христианскими группами оговаривалось в разл. тур. фирманах (напр., 1757, 1852, 1858) и междунар. договорах (Парижском мире 1856, Берлинском трактате 1878). Ныне в Кувуклии службы совершаются разл. конфессиями по расписанию, кафоликон и Голгофа принадлежат Иерусалимской церкви, др. части храма разделены между католиками, Армянской апостольской церковью, Коптской церковью, сиро-яковитами (см. в ст. Сирийские церкви) и Эфиопской церковью.
Центр паломничества: наибольшее число людей приходят в Х. Г. Г. ежегодно в Великую субботу, когда сходит Благодатный Огонь.