СИРИ́ЙСКИЕ ЦЕ́РКВИ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИРИ́ЙСКИЕ ЦЕ́РКВИ, условное общее наименование древних христианских церквей, историч. родиной которых является сиро-месопотамский регион, использующих или ранее использовавших в богослужении сирийский язык. Ныне представители этих общин проживают гл. обр. на территории Сирии, Ливана, Ирака, Турции, Индии и имеют крупные диаспоры во всём мире; по этнич. происхождению преим. ассирийцы, арабы и малаяли. Начало христианства в Сирии и Месопотамии связывается с проповедью апостолов Петра и Павла, Фомы, Аддая и Мари(я). Центр христианской общины этого региона первоначально находился в Антиохии – к этой кафедре возводят своё основание Антиохийская православная церковь и Сир. яковитская церковь. Община сир. христиан, проживавших на территории сасанидского Ирана с центром в Селевкии-Ктесифоне, в нач. 5 в. пользовалась канонич. самостоятельностью по отношению к Визант. церкви, а после неприятия решений III Вселенского собора (431) её обособление закрепилось на догматич. уровне; ныне она известна как Ассирийская церковь Востока. В кон. 7 – нач. 8 вв. отд. патриархат с центром в Антиохии основали марониты (впоследствии переселились в Ливан, с 12 в. Маронитская католич. церковь в унии с Рим. престолом).
В узком смысле Сир. церковью именуется одна из т. н. Древних восточных (дохалкидонских) церквей, её офиц. наименование – Сир. ортодоксальная церковь, в сравнительном религиоведении она обозначается под назв. «Сир. яковитская церковь», по наиболее распространённой версии происходящим от имени еп. Эдесского Якова Барадая, благодаря деятельности которого у сир. христиан, не признавших решения IV Вселенского (Халкидонского) собора (451), в 6 в. возникла независимая иерархия. Глава Церкви носит титул патриарха Антиохийского и всего Востока; по традиции, с 1293 перед его личным именем добавляется имя Мар Игнатий в честь св. Игнатия Антиохийского. Патриаршая резиденция находилась в разл. центрах, включая мон. Дейр-аз-Зафаран близ Мосула (с 13 в.), Хомс (с 1933), Дамаск (с 1957). В Церкви существует особая должность мафриана, второго лица после патриарха, отвечающего за управление общинами в отдалённых вост. областях: с 7 до сер. 19 вв. мафрианат окормлял общины на территории Ирана, с сер. 20 в. – в Индии. Общая численность паствы оценивается в 1,5 млн. чел., из них ок. 1 млн. чел. проживают в Индии, остальные – на Ближнем Востоке, в Европе, Сев. и Юж. Америке, Австралии. Важнейший монашеский центр – Тур-Абдин в Юго-Вост. Турции, где в средние века насчитывалось до 70 монастырей. Сир. ортодоксальная церковь – член ВСЦ (с 1960), один из членов-учредителей Ближневосточного совета церквей (1974). В основе догматич. учения лежит богословская система Севира Антиохийского, крупнейшего представителя монофизитства; в основе канонич. права – «Номоканон», составленный в 13 в. Григорием Бар Эвройо. В богослужении, помимо сир. яз., используется малаялам (Индия), арабский (Ближний Восток) и др. языки диаспор.
С С. ц. тесно связана судьба христианских общин в Индии. Первоначально они принадлежали к Ассирийской церкви Востока, но в кон. 16 в. вследствие португ. колонизации и деятельности католич. миссионеров вступили в унию с Римом (Диамперский собор, 1599). В сер. 17 в. часть инд. христиан перешла в юрисдикцию Сир. яковитской церкви, а другая – осталась в подчинении у Рим. престола, образовав Сиро-Малабарскую католич. церковь. От первой из них впоследствии отделились церкви протестантского толка – Малабарская независимая сир. церковь Тхожийура (1773), Сир. малабарская церковь Св. Фомы (1888) и др. В 20 в. произошёл ещё ряд церковных расколов, тогда возникли Сиро-Маланкарская церковь (1912; часть сиро-яковитской общины Индии, не признавшая власть Антиохийского патриарха) и Сиро-Маланкарская католич. церковь (1930). После конфликтов по вопросу о церковной юрисдикции местных «сирийских» общин с 1975 в Индии поставляются 2 католикоса – глава автокефальной Церкви и глава Церкви, признающей власть Антиохийского престола (мафриан). Центром христианских общин в Индии является штат Керала.
В С. ц. есть и католич. ответвления: Мелькитская католич. церковь отделилась от Антиохийской православной в 1724, Сир. католич. церковь – от Сир. яковитской в 1782, Халдейская католическая – от Ассирийской церкви Востока в 1830. С богослужебной точки зрения среди С. ц. выделяют 2 группы – церкви западносирийского обряда (Сир. яковитская, Маронитская католическая, Сиро-Маланкарская) и восточносирийского обряда (Церковь Востока, Халдейская католическая, Сиро-Малабарская католическая).