Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИРИ́ЙСКИЕ ЦЕ́РКВИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 270

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Моисеева

СИРИ́ЙСКИЕ ЦЕ́РКВИ, ус­лов­ное об­щее на­име­но­ва­ние древ­них хри­сти­ан­ских церк­вей, ис­то­рич. ро­ди­ной ко­то­рых яв­ля­ет­ся си­ро-ме­со­по­там­ский ре­ги­он, ис­поль­зую­щих или ра­нее ис­поль­зо­вав­ших в бо­го­слу­же­нии си­рий­ский язык. Ны­не пред­ста­ви­те­ли этих об­щин про­жи­ва­ют гл. обр. на тер­ри­то­рии Си­рии, Ли­ва­на, Ира­ка, Тур­ции, Ин­дии и име­ют круп­ные ди­ас­по­ры во всём ми­ре; по эт­нич. про­ис­хо­ж­де­нию пре­им. ас­си­рий­цы, ара­бы и ма­лая­ли. На­ча­ло хри­сти­ан­ст­ва в Си­рии и Ме­со­по­та­мии свя­зы­ва­ет­ся с про­по­ве­дью апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, Фо­мы, Ад­дая и Ма­ри(я). Центр хри­сти­ан­ской об­щи­ны это­го ре­гио­на пер­во­на­чаль­но на­хо­дил­ся в Ан­ти­охии – к этой ка­фед­ре воз­во­дят своё ос­но­ва­ние Ан­ти­охий­ская пра­во­слав­ная цер­ковь и Сир. яко­вит­ская цер­ковь. Об­щи­на сир. хри­сти­ан, про­жи­вав­ших на тер­ри­то­рии са­са­нид­ско­го Ира­на с цен­тром в Се­лев­кии-Кте­си­фо­не, в нач. 5 в. поль­зо­ва­лась ка­но­нич. са­мо­стоя­тель­но­стью по от­но­ше­нию к Ви­зант. церк­ви, а по­сле не­при­ятия ре­ше­ний III Все­лен­ско­го со­бо­ра (431) её обо­соб­ле­ние за­кре­пи­лось на дог­ма­тич. уров­не; ны­не она из­вест­на как Ас­си­рий­ская цер­ковь Вос­то­ка. В кон. 7 – нач. 8 вв. отд. пат­ри­ар­хат с цен­тром в Ан­ти­охии ос­но­ва­ли ма­ро­ни­ты (впо­след­ст­вии пе­ре­се­ли­лись в Ли­ван, с 12 в. Ма­ро­нит­ская ка­то­лич. цер­ковь в унии с Рим. пре­сто­лом).

В уз­ком смыс­ле Сир. цер­ко­вью име­ну­ет­ся од­на из т. н. Древ­них вос­точ­ных (до­хал­ки­дон­ских) церк­вей, её офиц. на­име­но­ва­ние – Сир. ор­то­док­саль­ная цер­ковь, в срав­ни­тель­ном ре­ли­гио­ве­де­нии она обо­зна­ча­ет­ся под назв. «Сир. яко­вит­ская цер­ковь», по наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ной вер­сии про­ис­хо­дя­щим от име­ни еп. Эдес­ско­го Яко­ва Ба­ра­дая, бла­го­да­ря дея­тель­но­сти ко­то­ро­го у сир. хри­сти­ан, не при­знав­ших ре­ше­ния IV Все­лен­ско­го (Хал­ки­дон­ско­го) со­бо­ра (451), в 6 в. воз­ник­ла не­за­ви­си­мая ие­рар­хия. Гла­ва Церк­ви но­сит ти­тул пат­ри­ар­ха Ан­ти­охий­ско­го и все­го Вос­то­ка; по тра­ди­ции, с 1293 пе­ред его лич­ным име­нем до­бав­ля­ет­ся имя Мар Иг­на­тий в честь св. Иг­на­тия Ан­ти­охий­ско­го. Пат­ри­ар­шая ре­зи­ден­ция на­хо­ди­лась в разл. цен­трах, вклю­чая мон. Дейр-аз-За­фа­ран близ Мо­су­ла (с 13 в.), Хомс (с 1933), Да­маск (с 1957). В Церк­ви су­ще­ст­ву­ет осо­бая долж­ность маф­риа­на, вто­рого ли­ца по­сле пат­ри­ар­ха, от­ве­чаю­ще­го за управ­ле­ние об­щи­на­ми в от­да­лён­ных вост. об­лас­тях: с 7 до сер. 19 вв. маф­риа­нат окорм­лял об­щи­ны на тер­ри­то­рии Ира­на, с сер. 20 в. – в Ин­дии. Об­щая чис­лен­ность па­ст­вы оце­ни­ва­ет­ся в 1,5 млн. чел., из них ок. 1 млн. чел. про­жи­ва­ют в Ин­дии, ос­таль­ные – на Ближ­нем Вос­то­ке, в Ев­ро­пе, Сев. и Юж. Аме­ри­ке, Ав­ст­ра­лии. Важ­ней­ший мо­на­ше­ский центр – Тур-Аб­дин в Юго-Вост. Тур­ции, где в сред­ние ве­ка на­счи­ты­ва­лось до 70 мо­на­сты­рей. Сир. ор­то­док­саль­ная цер­ковь – член ВСЦ (с 1960), один из чле­нов-учре­ди­те­лей Ближ­не­во­сточ­но­го со­ве­та церк­вей (1974). В ос­но­ве дог­ма­тич. уче­ния ле­жит бо­го­слов­ская сис­те­ма Се­ви­ра Ан­ти­охий­ско­го, круп­ней­ше­го пред­ста­ви­те­ля мо­но­фи­зит­ст­ва; в ос­но­ве ка­но­нич. пра­ва – «Но­мо­ка­нон», со­став­лен­ный в 13 в. Гри­го­ри­ем Бар Эв­ройо. В бо­го­слу­же­нии, по­ми­мо сир. яз., ис­поль­зу­ет­ся ма­лая­лам (Ин­дия), араб­ский (Ближ­ний Вос­ток) и др. язы­ки ди­ас­пор.

С С. ц. тес­но свя­за­на судь­ба хри­сти­ан­ских об­щин в Ин­дии. Пер­во­на­чаль­но они при­над­ле­жа­ли к Ас­си­рий­ской церк­ви Вос­то­ка, но в кон. 16 в. вслед­ст­вие пор­туг. ко­ло­ни­за­ции и дея­тель­но­сти като­лич. мис­сио­не­ров всту­пи­ли в унию с Ри­мом (Ди­ам­пер­ский со­бор, 1599). В сер. 17 в. часть инд. хри­сти­ан пе­ре­шла в юрис­дик­цию Сир. яко­вит­ской церк­ви, а дру­гая – ос­та­лась в под­чи­не­нии у Рим. пре­сто­ла, об­ра­зо­вав Си­ро-Ма­ла­бар­скую ка­то­лич. цер­ковь. От пер­вой из них впо­след­ст­вии от­де­ли­лись церк­ви про­тес­тант­ско­го тол­ка – Ма­ла­бар­ская не­за­ви­си­мая сир. цер­ковь Тхо­жий­у­ра (1773), Сир. ма­ла­бар­ская цер­ковь Св. Фо­мы (1888) и др. В 20 в. про­изо­шёл ещё ряд цер­ков­ных рас­ко­лов, то­гда воз­ник­ли Си­ро-Ма­лан­кар­ская цер­ковь (1912; часть си­ро-яко­вит­ской об­щи­ны Ин­дии, не при­знав­шая власть Ан­ти­охий­ско­го пат­ри­ар­ха) и Си­ро-Ма­лан­кар­ская ка­то­лич. цер­ковь (1930). По­сле кон­флик­тов по во­про­су о цер­ков­ной юрис­дик­ции ме­ст­ных «си­рий­ских» об­щин с 1975 в Ин­дии по­став­ля­ют­ся 2 ка­то­ли­ко­са – гла­ва ав­то­ке­фаль­ной Церк­ви и гла­ва Церк­ви, при­знаю­щей власть Ан­ти­охий­ско­го пре­сто­ла (маф­ри­ан). Цен­тром хри­сти­ан­ских об­щин в Ин­дии яв­ля­ет­ся штат Ке­ра­ла.

В С. ц. есть и ка­то­лич. от­ветв­ле­ния: Мель­кит­ская ка­то­лич. цер­ковь от­де­ли­лась от Ан­ти­охий­ской пра­во­слав­ной в 1724, Сир. ка­то­лич. цер­ковь – от Сир. яко­вит­ской в 1782, Хал­дей­ская ка­то­ли­че­ская – от Ас­си­рий­ской церк­ви Вос­то­ка в 1830. С бо­го­слу­жеб­ной точ­ки зре­ния сре­ди С. ц. вы­де­ля­ют 2 груп­пы – церк­ви за­пад­но­си­рий­ско­го об­ря­да (Сир. яко­вит­ская, Ма­ро­нит­ская ка­то­ли­че­ская, Си­ро-Ма­лан­кар­ская) и вос­точ­но­си­рий­ско­го об­ря­да (Цер­ковь Вос­то­ка, Хал­дей­ская ка­то­ли­че­ская, Си­ро-Ма­ла­бар­ская ка­то­ли­че­ская).

Лит.: Atiya A. A history of eastern Christianity. L., 1968; Пи­гу­лев­ская Н. В. Куль­ту­ра си­рий­цев в сред­ние ве­ка. М., 1979; Chaillot C. The Syrian Orthodox Church of Antioch and All the East: A brief introduction to its life and spirituality. Gen., 1998; The hidden pearl: The Syrian Orthodox Church and its Ancient Ara­maic heritage. Roma, 2001. Vol. 1–3; Gorgias encyclopedic dictionary of the Syriac heritage. Piscataway, 2011.

Вернуться к началу