Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАЛАЯ́ЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 636-637

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Н. Успенская; Г. В. Дзибель (терминология родства), Е. М. Гороховик (устное творчество)
Малаяли. Рыбак из г. Кочин. Фото М. А. Членова

МАЛАЯ́ЛИ (са­мо­на­зва­ние – гор­ный на­род), на­род груп­пы юж. дра­ви­дов в Ин­дии, осн. население шта­та Ке­ра­ла. Чис­ленность 33,1 млн. чел., из них в Ке­ра­ле 30,1 млн. чел. (2001, пе­ре­пись). Жи­вут так­же в шта­тах Кар­на­та­ка (0,7 млн. чел.), Та­мил­над (0,6 млн. чел.), Ма­ха­раш­тра (0,4 млн. чел.), союзной тер­ри­то­рии Лакшадвип (0,6 млн. чел.) и др., а так­же в стра­нах Пер­сид­ско­го зал. (ОАЭ – 0,8 млн. чел., Сауд. Ара­вии – 0,4 млн. чел., Ку­вей­те – 0,1 млн. чел., Ома­не – 0,1 млн. чел., Ка­та­ре – 0,1 млн. чел. и др.; по дан­ным пра­ви­тель­ст­ва шта­та Ке­ра­ла, 2007), США (179,9 тыс. чел. – 2000, пе­ре­пись; по оцен­кам – св. 300 тыс. чел.) и др. Об­щая чис­лен­ность св. 35 млн. чел. Язык ма­лая­лам. Го­во­рят так­же на англ. яз. (7,9 млн. чел.), хин­ди (св. 5 млн. чел.), та­миль­ском (712,1 тыс. чел.), кан­на­да (572,6 тыс. чел.), араб­ском (350,6 тыс. чел.), гуд­жа­ра­ти, те­лу­гу и др. В осн. ин­дуи­сты (виш­нуи­ты, ши­ваи­ты, шак­ти­сты), ок. 20% – хри­стиа­не (в осн. ка­толи­ки, а так­же про­тес­тан­ты и при­вер­жен­цы ста­ро­хри­сти­ан­ских церк­вей), есть му­суль­ма­не (сун­ни­ты ша­фи­ит­ско­го маз­ха­ба и шии­ты). Ин­те­ре­сы ди­ас­по­ры М. пред­став­ля­ет об­ра­зо­ван­ный в 1995 Ми­ро­вой со­вет М., имею­щий от­де­ле­ния во всех ре­гио­нах ми­ра.

Малаяли. Дом налукетту.

Сфор­ми­ро­ва­лись в ис­то­рич. об­лас­ти Ке­ра­ла. В 1 в. сре­ди них рас­про­стра­ня­ет­ся хри­сти­ан­ст­во (пре­да­ние свя­зы­ва­ет это с дея­тель­но­стью ап. Фо­мы; в 4 в. здесь поя­ви­лось и в 9–14 вв. пе­ре­жи­ло рас­цвет си­рий­ское не­сто­ри­ан­ст­во), в 8 в. – ис­лам. Тра­диц. за­ня­тия – по­лив­ное и бо­гар­ное па­шен­ное зем­ле­де­лие (рис, про­со, ма­ни­ок, бо­бо­вые, чай, ко­фе, пряности), вы­ра­щи­ва­ние ко­ко­со­вой и ореховой пальм, ба­на­нов, ге­веи, ры­бо­лов­ст­во, заготовка ценных пород древесины. Раз­ви­ты су­до­строе­ние, из­го­тов­ле­ние ко­ко­со­во­го во­лок­на, резь­ба по сло­но­вой кос­ти, де­ре­ву, скор­лу­пе ко­ко­со­во­го оре­ха, об­работ­ка се­реб­ра. М. от­ли­ча­ют­ся вы­со­ким уров­нем об­ра­зо­ва­ния и дроб­ностью ка­сто­во­го со­ста­ва. Сре­ди каст важ­ней­шие – наяр, нам­буди­ри и др. Во мно­гих джа­ти со­хра­ня­ет­ся мат­ри­ли­ней­ная фи­лиа­ция (ма­ру­мак­ка­та­ям). Боль­шая ма­те­рин­ская се­мья (тха­ра­ва­ду) воз­глав­ля­ет­ся бра­том стар­шей жен­щи­ны (ка­ра­на­ван). Каж­дая тха­ра­ва­ду име­ла своё имя, бо­ги­ню-по­кро­ви­те­ля (бха­ра де­ват­ха) и свя­ти­ли­ще. Брак дис­ло­каль­ный, до­пус­ка­ет­ся по­втор­ное за­му­же­ст­во вдов, до кон. 19 в. прак­ти­ко­ва­лась по­ли­ан­д­рия (ча­ще брат­ская). От­но­ше­ния ме­ж­ду брать­я­ми и сё­ст­ра­ми тха­ра­ва­ду стро­ят­ся на обы­чае из­бе­га­ния. Соб­ст­вен­ность тра­ди­ци­он­но пе­ре­хо­дит от дя­ди по ма­те­ри к пле­мян­ни­кам. Жен­щи­ны поль­зу­ют­ся эко­но­мич. са­мо­стоя­тель­но­стью, един­ст­вен­ные в Ин­дии име­ют пра­во про­во­дить по­ми­наль­ные об­ря­ды. В брах­ман­ских и не­ко­то­рых др. ка­стах пре­об­ла­да­ет пат­ри­ли­ней­ная фи­лиа­ция (мак­ка­та­ям), прак­ти­ку­ет­ся май­о­рат, крос­ску­зен­ный брак. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па с отож­де­ст­в­ле­ни­ем род­ст­вен­ни­ков по кро­ви и по бра­ку в со­от­вет­ст­вии с «дра­ви­дий­ским» под­ти­пом си­стем род­ст­ва. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­рас­ту (ме­ста­ми так­же по от­но­сит. по­лу). У нам­буди­ри (выс­шей брах­ман­ской кас­ты) си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па в по­ко­ле­нии ро­ди­те­лей и ге­не­ра­ци­он­но­го – в по­ко­ле­нии го­во­ря­ще­го. Со­хра­ни­лось тра­диц. де­ле­ние на ок­ру­га (на­ду), воз­глав­ляе­мые на­ду­ва­жа­ми, и рай­оны (де­сам), воз­глав­ляе­мые де­са­ва­жа­ми. Тра­диц. по­се­ле­ния не­пре­рыв­ной за­строй­ки, од­на де­рев­ня пе­ре­хо­дит в дру­гую. Жи­ли­ще вы­со­ких каст (на­лу­кет­ту) – де­ре­вян­ное или сыр­цо­вое с дву­скат­ной валь­мо­вой кры­шей, кры­той паль­мо­вы­ми ли­сть­я­ми или че­ре­пи­цей, с вы­соко под­ня­тым конь­ком, от­кры­той га­лере­ей на стол­бах и 4-уголь­ным внутр. дво­ром (на­ду­мут­тон). Ка­ж­дая за­муж­няя жен­щи­на име­ет свою ком­на­ту и отд. по­ме­ще­ние для омо­ве­ний, для не­же­на­тых муж­чин пред­на­зна­че­ны об­щие ком­на­ты, не со­об­щаю­щие­ся с жен­ски­ми по­ме­ще­ния­ми; в до­ме име­ет­ся свя­ти­ли­ще, час­то – по­ме­ще­ние для свя­щен­ных змей (сар­па ка­ву). Пе­ред до­мом на­хо­дит­ся ут­рам­бо­ван­ная пло­щад­ка, на ко­то­рой жен­щи­ны ут­ром на­но­сят ри­ту­аль­ный узор (ар­ча­на). Сте­ны свя­ти­лищ рас­пи­сы­ва­ют­ся фре­ска­ми. Муж­ская оде­ж­да – дхо­ти и лун­ги, жен­ская – вариант са­ри, по­лот­ни­ще, дра­пи­рую­щее бёд­ра до ко­лен (верх­няя часть те­ла час­то ос­та­ёт­ся не­по­кры­той); в жен­ской оде­ж­де пре­об­ла­да­ют свет­лые то­на и поч­ти от­сут­ст­ву­ет ор­на­мент. Му­суль­ма­не (мо­п­ла) но­сят длин­ные бе­лые под­поя­сан­ные ру­ба­хи, жен­щи­ны – цвет­ные шаль­ва­ры. В кух­не раз­ли­ча­ют­ся тра­ди­ции Сев. (Ма­ла­бар) и Юж. Ке­ра­лы. В ма­ла­бар­ской кух­не про­сле­жи­ва­ют­ся свя­зи с пе­ред­не­во­сточ­ной: блин­чи­ки из ри­со­вой му­ки (па­ти­ри), пло­ский хлеб (по­рот­та) или ри­со­вое блю­до (би­рий­я­ни) с мяс­ной или рыб­ной на­чин­кой и при­пра­вой кар­ри; в Юж. Ке­ра­ле пре­об­ла­да­ют ве­ге­та­ри­ан­ские блю­да, ши­ро­ко упот­реб­ля­ет­ся чес­нок; во внутр. об­лас­тях по­пу­ля­рен ма­ни­ок (кап­па). Рис и разл. овощ­ные и пря­ные при­пра­вы по­да­ют­ся на ба­на­но­вом лис­те (са­дья). Осн. де­серт – пу­динг из ри­са с ко­ко­со­вым или ко­ровь­им мо­ло­ком, са­ха­ром и пря­но­стя­ми (пай­я­сам). Тра­диц. куль­ты – бо­гинь-ма­те­рей тха­ра­ва­ду па­ра де­ва­та, бо­ги­ни Бха­га­ва­ти (её осн. хра­мы – в Кот­ту­ру, Кран­га­ну­ре и Чи­рак­ка­ле), пред­ков, свя­щен­ных змей (их го­до­вой празд­ник от­ме­ча­ет­ся в фев­ра­ле – мар­те) и др. Рас­про­стра­нены жерт­во­при­но­ше­ния (петухов и др.), ри­ту­аль­ные пля­ски и пан­то­ми­мы. У М.-хри­сти­ан со­хра­ня­ют­ся ин­дус­ские обы­чаи – жерт­во­при­но­ше­ния в хра­мах, по­ми­наль­ные и очи­стит. це­ре­мо­нии, кас­то­вые пред­пи­са­ния и др. Ке­ра­ла – ро­ди­на древ­ней­ше­го бое­во­го иск-ва ка­ла­ри­па­ят­ту. Гл. празд­ник (Онам) – по­сле сбо­ра уро­жая (август – сен­тябрь), со­про­во­ж­да­ет­ся со­стя­за­ния­ми на лод­ках (вал­лам ка­ли). Но­вый год от­ме­ча­ет­ся по­сле ве­сен­не­го (Ви­шу Ка­ни) или осен­не­го рав­но­ден­ст­вия.

Муз. куль­ту­ра М. – важ­ней­шая часть юж.-инд. (кар­нат­ской) тра­ди­ции (кар­на­та­ка сан­ги­та). Клас­сич. му­зи­ци­ро­ва­ние со­па­на­сан­ги­там (на ос­но­ве ре­гио­наль­ных раз­но­вид­но­стей ра­ги и мет­ро­рит­мич. сис­те­мы та­ла) пред­став­ля­ет со­бой пе­ние в со­про­во­ж­де­нии ба­ра­ба­на эдак­ка/идак­ка (в фор­ме пе­соч­ных ча­сов) и руч­но­го гон­га чен­ги­ла; свя­за­но с хра­мо­вы­ми це­ре­мо­ния­ми; муз. шко­лы скон­цен­три­ро­ва­ны в круп­ней­ших хра­мо­вых ком­плек­сах шта­та Ке­ра­ла (Гу­ру­ва­юр, Па­жур, Ра­ма­ман­га­лам и др.). Рас­цвет при­двор­но­го му­зи­ци­ро­ва­ния – пе­ри­од прав­ле­ния ма­ха­рад­жи Сва­ти Ти­ру­на­ла (1813–1846), по­кро­ви­те­ля му­зы­ки и пред­по­ла­гае­мо­го ав­то­ра несколь­ких со­тен ком­по­зи­ций в юж.-инд. и сев.-инд. тра­ди­ци­ях. Со­хра­ня­ют­ся древ­ние тра­ди­ции ан­самб­ле­вой му­зы­ки с уча­сти­ем удар­ных ин­ст­ру­мен­тов чен­да ме­лам. Ан­самбль пан­ча­ри ме­лам (ци­лин­д­рич. ба­ра­бан чен­да, ме­тал­лич. та­ре­лоч­ки ила­та­лам, С-об­раз­ная тру­ба ком­бу, го­бой ку­жал) оз­ву­чи­ва­ет празд­не­ст­ва и еже­днев­ные куль­то­вые дей­ст­ва в круп­ней­ших хра­мах Ке­ра­лы; мно­го­ча­со­вые муз. ком­по­зи­ции со­сто­ят из раз­де­лов, взаи­мо­свя­зан­ных прин­ци­пом рит­мич. про­грес­сии. В со­став ан­самб­ля пан­ча­вадь­ям (санскр. «пять ин­ст­ру­мен­тов»), не при­вя­зан­но­го жё­ст­ко к хра­мо­во-ри­ту­аль­ной прак­ти­ке, вхо­дит до 60 му­зы­кан­тов-ис­пол­ни­те­лей на ба­ра­ба­нах ти­ми­лам и идак­ка, мад­да­лам (2-сто­рон­ний го­ри­зон­таль­ный ба­ра­бан), на та­ре­лоч­ках ила­та­лам и тру­бе ком­бу. Ши­ро­кую из­вест­ность в Ин­дии и за её пре­де­ла­ми по­лу­чи­ли тан­цы тей­ят­там (ис­пол­ня­ет­ся пе­ред вхо­дом в храм), ра­ма­нат­там, криш­на­нат­там (тан­це­валь­ные пред­став­ле­ния по мо­ти­вам др.-инд. эпич. ска­за­ний, изо­бра­жаю­щие эпи­зо­ды из жиз­ни Криш­ны), мо­хи­ни­ят­там (жен­ский ли­рич. соль­ный та­нец), сар­пам тхул­лаль (по­свя­щён­ный свя­щен­ным зме­ям), муз.-тан­це­валь­ный те­атр кат­ха­ка­ли (ка­так­ха­ли). Муз. дра­ма кут­ти­ят­там – един­ст­вен­ная со­хра­нив­шая­ся фор­ма во­пло­ще­ния тра­ди­ций санскр. дра­мы сер. 1-го тыс. (при­зна­на ЮНЕСКО куль­тур­ным дос­тоя­ни­ем че­ло­ве­че­ст­ва). Не­ко­то­рые тан­цы ис­пол­ня­ют­ся в осн. в оп­ре­де­лён­ных ре­лиг. об­щи­нах (дуфф мут­ту, оп­па­на у му­суль­ман; мар­гам­ка­ли, па­ри­ча­мут­ти­ка­ли у хри­сти­ан, и др.).

См. так­же Ма­лая­лам ли­те­ра­ту­ра.

Лит.: Matrilineal kinship / Ed. D. M. Schnei­der, K. Gough. Berk., 1961; Гу­се­ва Н. Р. Ма­лая­ли // На­ро­ды Юж­ной Азии. М., 1963; Fuller C. J. The Nayars today. Camb.; N. Y., 1976; Daniélou A. Südasien. Lpz., 1978 (Mu­sik­ge­schichte in Bildern. Bd 1. Lfg 4); Де­ва Б. Ч. Ин­дий­ская му­зы­ка. М., 1980; Стра­ны и на­ро­ды. За­ру­беж­ная Азия. М., 1982.

Вернуться к началу