МАЛАЯ́ЛИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЛАЯ́ЛИ (самоназвание – горный народ), народ группы юж. дравидов в Индии, осн. население штата Керала. Численность 33,1 млн. чел., из них в Керале 30,1 млн. чел. (2001, перепись). Живут также в штатах Карнатака (0,7 млн. чел.), Тамилнад (0,6 млн. чел.), Махараштра (0,4 млн. чел.), союзной территории Лакшадвип (0,6 млн. чел.) и др., а также в странах Персидского зал. (ОАЭ – 0,8 млн. чел., Сауд. Аравии – 0,4 млн. чел., Кувейте – 0,1 млн. чел., Омане – 0,1 млн. чел., Катаре – 0,1 млн. чел. и др.; по данным правительства штата Керала, 2007), США (179,9 тыс. чел. – 2000, перепись; по оценкам – св. 300 тыс. чел.) и др. Общая численность св. 35 млн. чел. Язык малаялам. Говорят также на англ. яз. (7,9 млн. чел.), хинди (св. 5 млн. чел.), тамильском (712,1 тыс. чел.), каннада (572,6 тыс. чел.), арабском (350,6 тыс. чел.), гуджарати, телугу и др. В осн. индуисты (вишнуиты, шиваиты, шактисты), ок. 20% – христиане (в осн. католики, а также протестанты и приверженцы старохристианских церквей), есть мусульмане (сунниты шафиитского мазхаба и шииты). Интересы диаспоры М. представляет образованный в 1995 Мировой совет М., имеющий отделения во всех регионах мира.
Сформировались в историч. области Керала. В 1 в. среди них распространяется христианство (предание связывает это с деятельностью ап. Фомы; в 4 в. здесь появилось и в 9–14 вв. пережило расцвет сирийское несторианство), в 8 в. – ислам. Традиц. занятия – поливное и богарное пашенное земледелие (рис, просо, маниок, бобовые, чай, кофе, пряности), выращивание кокосовой и ореховой пальм, бананов, гевеи, рыболовство, заготовка ценных пород древесины. Развиты судостроение, изготовление кокосового волокна, резьба по слоновой кости, дереву, скорлупе кокосового ореха, обработка серебра. М. отличаются высоким уровнем образования и дробностью кастового состава. Среди каст важнейшие – наяр, намбудири и др. Во многих джати сохраняется матрилинейная филиация (марумаккатаям). Большая материнская семья (тхараваду) возглавляется братом старшей женщины (каранаван). Каждая тхараваду имела своё имя, богиню-покровителя (бхара деватха) и святилище. Брак дислокальный, допускается повторное замужество вдов, до кон. 19 в. практиковалась полиандрия (чаще братская). Отношения между братьями и сёстрами тхараваду строятся на обычае избегания. Собственность традиционно переходит от дяди по матери к племянникам. Женщины пользуются экономич. самостоятельностью, единственные в Индии имеют право проводить поминальные обряды. В брахманских и некоторых др. кастах преобладает патрилинейная филиация (маккатаям), практикуется майорат, кросскузенный брак. Система терминов родства бифуркативного типа с отождествлением родственников по крови и по браку в соответствии с «дравидийским» подтипом систем родства. Сиблинги делятся по относит. возрасту (местами также по относит. полу). У намбудири (высшей брахманской касты) система терминов родства бифуркативно-линейного типа в поколении родителей и генерационного – в поколении говорящего. Сохранилось традиц. деление на округа (наду), возглавляемые надуважами, и районы (десам), возглавляемые десаважами. Традиц. поселения непрерывной застройки, одна деревня переходит в другую. Жилище высоких каст (налукетту) – деревянное или сырцовое с двускатной вальмовой крышей, крытой пальмовыми листьями или черепицей, с высоко поднятым коньком, открытой галереей на столбах и 4-угольным внутр. двором (надумуттон). Каждая замужняя женщина имеет свою комнату и отд. помещение для омовений, для неженатых мужчин предназначены общие комнаты, не сообщающиеся с женскими помещениями; в доме имеется святилище, часто – помещение для священных змей (сарпа каву). Перед домом находится утрамбованная площадка, на которой женщины утром наносят ритуальный узор (арчана). Стены святилищ расписываются фресками. Мужская одежда – дхоти и лунги, женская – вариант сари, полотнище, драпирующее бёдра до колен (верхняя часть тела часто остаётся непокрытой); в женской одежде преобладают светлые тона и почти отсутствует орнамент. Мусульмане (мопла) носят длинные белые подпоясанные рубахи, женщины – цветные шальвары. В кухне различаются традиции Сев. (Малабар) и Юж. Кералы. В малабарской кухне прослеживаются связи с передневосточной: блинчики из рисовой муки (патири), плоский хлеб (поротта) или рисовое блюдо (бирийяни) с мясной или рыбной начинкой и приправой карри; в Юж. Керале преобладают вегетарианские блюда, широко употребляется чеснок; во внутр. областях популярен маниок (каппа). Рис и разл. овощные и пряные приправы подаются на банановом листе (садья). Осн. десерт – пудинг из риса с кокосовым или коровьим молоком, сахаром и пряностями (пайясам). Традиц. культы – богинь-матерей тхараваду пара девата, богини Бхагавати (её осн. храмы – в Коттуру, Крангануре и Чираккале), предков, священных змей (их годовой праздник отмечается в феврале – марте) и др. Распространены жертвоприношения (петухов и др.), ритуальные пляски и пантомимы. У М.-христиан сохраняются индусские обычаи – жертвоприношения в храмах, поминальные и очистит. церемонии, кастовые предписания и др. Керала – родина древнейшего боевого иск-ва каларипаятту. Гл. праздник (Онам) – после сбора урожая (август – сентябрь), сопровождается состязаниями на лодках (валлам кали). Новый год отмечается после весеннего (Вишу Кани) или осеннего равноденствия.
Муз. культура М. – важнейшая часть юж.-инд. (карнатской) традиции (карнатака сангита). Классич. музицирование сопанасангитам (на основе региональных разновидностей раги и метроритмич. системы тала) представляет собой пение в сопровождении барабана эдакка/идакка (в форме песочных часов) и ручного гонга ченгила; связано с храмовыми церемониями; муз. школы сконцентрированы в крупнейших храмовых комплексах штата Керала (Гуруваюр, Пажур, Рамамангалам и др.). Расцвет придворного музицирования – период правления махараджи Свати Тирунала (1813–1846), покровителя музыки и предполагаемого автора нескольких сотен композиций в юж.-инд. и сев.-инд. традициях. Сохраняются древние традиции ансамблевой музыки с участием ударных инструментов ченда мелам. Ансамбль панчари мелам (цилиндрич. барабан ченда, металлич. тарелочки илаталам, С-образная труба комбу, гобой кужал) озвучивает празднества и ежедневные культовые действа в крупнейших храмах Кералы; многочасовые муз. композиции состоят из разделов, взаимосвязанных принципом ритмич. прогрессии. В состав ансамбля панчавадьям (санскр. «пять инструментов»), не привязанного жёстко к храмово-ритуальной практике, входит до 60 музыкантов-исполнителей на барабанах тимилам и идакка, маддалам (2-сторонний горизонтальный барабан), на тарелочках илаталам и трубе комбу. Широкую известность в Индии и за её пределами получили танцы тейяттам (исполняется перед входом в храм), раманаттам, кришнанаттам (танцевальные представления по мотивам др.-инд. эпич. сказаний, изображающие эпизоды из жизни Кришны), мохинияттам (женский лирич. сольный танец), сарпам тхуллаль (посвящённый священным змеям), муз.-танцевальный театр катхакали (катакхали). Муз. драма куттияттам – единственная сохранившаяся форма воплощения традиций санскр. драмы сер. 1-го тыс. (признана ЮНЕСКО культурным достоянием человечества). Некоторые танцы исполняются в осн. в определённых религ. общинах (дуфф мутту, оппана у мусульман; маргамкали, паричамуттикали у христиан, и др.).
См. также Малаялам литература.