КАТАКХАЛИ́
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАТАКХАЛИ́, катхакали (на яз. малаялам «катха» – рассказ, «кали» – игра), инд. танцевальная драма, возникшая в 17 в. в штате Керала. Восходит к представлениям храмовых актёров (чакиаров), опиравшихся на трактат «Натьяшастра» («Наука о театре», ок. 1–2 вв.). Исполнители – мужчины. Обучение иск-ву К. начинается в 10-летнем возрасте и продолжается 20 лет. К. основана на символических, выверенных движениях, описанных в руководстве «Хаста Лакшана Дипика» (18 в.), объединяет язык жестов (24 позиции пальцев) и мимич. игру глазами, бровями и веками (8 вариантов взглядов, 9 движений глазами, 7 – бровями, 9 – веками). Повествоват. эпизоды сменяются т. н. чистым танцем, раскрывающим внутр. мир персонажа. К. исполняют ночью на территории индуистских храмов. Представление разыгрывают на платформе без декорации, задника и кулис. Единственным реквизитом является табуретка (выполняет роль трона, дерева и т. д.). Перед появлением персонажа и при смене сцен растягивают яркий занавес-ширму (тхерассила). Актёр (видны только ноги и головной убор) исполняет за ширмой молитву и танец в честь божества. Муз. ансамбль состоит из 2 певцов-рассказчиков и 3 исполнителей на барабанах ченда (вертикальный цилиндрический), маддалам (разновидность мриданга) и эдакка (в форме песочных часов; сопровождает появление женских персонажей). Характер музыки определяет гл. певец, ударяющий по металлич. диску ченгала. Второй певец отбивает ритм парой металлич. тарелок. На передней части сцены установлен масляный светильник (светотень используется в представлении).
Персонажи К. делятся на три типа (гуны): саттва, раджас и тамас. Саттвические персонажи – благородные герои, боги и цари (Индра, Бхима, Кришна, Шива, Брахма и др.). Их признак – ярко-зелёный грим (пакка). От подбородка до ушей укрепляются большие белые пластины (чутти; традиционно из рисовой пасты, сейчас нередко бумажные). Губы красят розовой краской, изображая в уголках два круга. Глаза подчёркивают чёрным контуром, на лбу рисуют ритуальный знак (наман). Загримировавшись, актёр закладывает в глаза небольшое семечко, придающее белку ярко-алый тон. Грим дополняют богатые костюмы с красными рубашками, огромными юбками, нагрудными пластинами, браслетами и лентами на запястьях, а также несколькими рядами колокольчиков на щиколотках и икрах. На голове – длинные искусств. волосы и ярко украшенные круглые головные уборы (кириды). Персонажи типа раджас – герои-антагонисты, в которых совмещаются отрицат. и положит. черты (Дурьодхана, Равана и др.). Их грим (каттхи) имеет зелёную основу с ярко-красными линиями на лбу, носу и щеках, на лбу и кончике носа крепятся два ярко-белых шарика из мякоти растений. Герои типа раджас ярче, эмоциональнее и экспрессивнее положит. персонажей, поэтому их исполняют наиболее талантливые актёры. Действующие лица типа тамас – сугубо отрицат. персонажи, злобные и жестокие. Осн. цвет их грима – чёрный, покрывает область глаз и б. ч. лба. Вместо белой пластины накладываются крупные бороды и усы. Нижняя часть лица – красного цвета (выделяются чёрные губы, с небольшими белыми клыками в уголках). Признаком свирепости служат большие белые шарики на лбу и на носу. Помимо краснобородых (чаванду тхади) в представлении участвуют чернобородые (карутта тхади) – необузданные демоны и демоницы уродливой внешности, олицетворяющие низкие качества. Их лица целиком выкрашены в чёрный цвет (с акцентами красного и белого), головной убор чёрного цвета – длинный, расширяющийся кверху. Особый грим имеют предводители обезьян – Бали, Сугрива и Хануман, голову которого украшает куполообразная корона. Простой грим жёлтого цвета у персонажей минакку; это мужчины хрупкого телосложения, исполняющие женские роли (Сита, Парвати и Драупади), а также роли брахманов и мудрецов. Их костюмы реалистичны, головы покрыты покрывалом. У мудрецов – борода и собранные в пучок волосы; женские черты и манера держаться слегка утрируются. В К. редко разыгрывается целая пьеса, чаще – это ряд сцен из «Рамаяны», «Махабхараты» или пуран вокруг кульминации-битвы. В основе действия – импровизация с большим арсеналом изобразит. приёмов.
Пережив расцвет в 18 в., к 1-й четв. 20 в. иск-во К. пришло в упадок. В 1930 поэт В. Н. Менон основал Центр обучения («Керала Каламандалам»), что спасло К. от полного исчезновения. В нём преподавали Равунни Менон, Кунджу Куруп, Кришна Наир, Чаттуни Панникар и др. В Керале действуют неск. центров К. (в т. ч. центр К. в Кочине и центр «Марги» в Тривандраме). Школы по изучению этого стиля открыты во многих крупных городах Индии.