«НАТЬЯША́СТРА»
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«НАТЬЯША́СТРА» (букв. – учение о драме), энциклопедич. свод, обобщающий традицию развития древнеиндийского театра от истоков до эпохи лит. драмы. Написан на санскрите в стихах, с небольшим числом прозаич. вставок. Инд. традиция приписывает авторство легендарному мудрецу Бхарате. Ядро «Н.» сформировалось ок. сер. 1-го тыс. до н. э. Совр. форму текст приобрёл во 2 в. до н. э. – 2 в. н. э. и к концу этого периода (в 1–2 вв. н. э.) был окончательно кодифицирован, хотя интерполяции продолжались вплоть до 7–8 вв. Дошедшие до нас рукописи, включающие ок. 6 тыс. строф (в осн. эпическая шлока), также содержат разл. число глав – от 36 до 38 – и варианты текста. До записи «Н.» передавалась изустно в брахманской среде, что отразилось в структуре трактата, построенного как совокупность сменяющих друг друга рассказов о разл. аспектах театрального мастерства. Создающее рамку повествование ведётся от имени Бхараты, передающего знание мудрецам-брахманам. Открывает «Н.» легенда о сотворении театра, являющаяся вариантом мифа о четырёх вечно повторяющихся эпохах мироздания (югах). Театр создаётся богом Брахмой на рубеже первой и второй эпохи как средство исправления пошатнувшихся нравов. Его задача – способствовать достижению осн. целей человеческой жизни: дхармы, артхи и славы (замещающей здесь желание-каму). В «Н.» сформулирована идея глубинной театрализации жизни, ставшая важнейшей конституирующей чертой индуизма и определившая возникновение уникальной и присущей только Индии системы представлений о мире как о плоде божественной игры. Боги во главе с Индрой просят Брахму создать игру (криданияка), достойную быть увиденной и услышанной. Исторически достоверны следующие упомянутые в легенде моменты: 1) связь театра с брахманской средой и религ. праздниками, изначально – с праздником Индры, на котором по предложению Брахмы Бхарата поставил первый спектакль; 2) начало традиции строительства храмов, освящённое авторитетом Брахмы, приказавшего построить первый храмовый театр; 3) развитие драмы в контексте индуистского ритуала пуджи, который, по указанию Брахмы, должен был совершаться при освящении театра и предварять каждое представление драмы. Далее список и названия глав различаются в рукописях и изданиях трактата. В Калькуттском издании гл. 2 «Н.» описывает театральные здания трёх видов – прямоугольное, квадратное и треугольное – и ритуал пуджи, освящающий место строительства. Гл. 3 посвящена пудже, совершаемой во вновь построенном театре. Гл. 4 содержит миф о том, как Шива ввёл в драму танец, и излагает технику танцевальных движений. Гл. 5 описывает обряд пуджи, именовавшийся пурварангой и совершавшийся на сцене перед представлением драмы. В главах 6 и 7 охарактеризована теория раса (эмоций) и принципы эмоционального воздействия театра на зрителей. Главы 8–14 посвящены жесту и сценич. движению (ангика-абхинайя): гл. 8 рассматривает движения головы, шеи, мимику лица и виды взглядов; гл. 9–64 – жеста рук; гл. 10 – движения корпуса и ног; гл. 11 – статич. и динамич. позы; гл. 12 – движение с использованием оружия; гл. 13 – виды сценич. походки; гл. 14 – правила перемещения по сцене и разметку её на зоны; в заключение в ней характеризуются два типа представлений: воинственные (авиддха) и изящные (сукумара), а также два вида сценич. практики: жизнеподобная (локадхарми) и условная (натьядхарми). Главы 15–19 посвящены сценич. речи (вачика-абхинайя): гл. 15 содержит одно из самых ранних описаний фонетики, грамматики и метрики санскрита; гл. 16 – теорию просодии и примеры поэтич. размеров; гл. 17 – первую инд. поэтику с описанием фигур, достоинств и недостатков речи; гл. 18 посвящена лит. языкам, имитирующим разг. формы речи (пракритам); гл. 19 – видам интонации и обращения персонажей друг к другу. Гл. 20 описывает 10 осн. видов драмы; гл. 21 – принципы построения и формальную структуру драматич. сюжета; гл. 22 характеризует четыре театральные манеры (вритти) и содержит легенду об их божественном происхождении. Гл. 23 рассматривает сценич. реквизит, костюм, грим и декорации (ахарья-абхинайя); гл. 24 – женский, возможно, гаремный театр; гл. 25 – близкие к Камасутре признаки общедоступных женщин; гл. 26 – условности изображения природных явлений, времён года и т. п.; гл. 27 – два вида достижимого в театре успеха: божественный и человеческий. Главы 28–33 посвящены муз. сопровождению драмы, видам ритмов, размеров, муз. инструментов и песнопений. Гл. 34 описывает три типа персонажей – высших, средних и низших; гл. 35 – правила распределения ролей и идеальную труппу; гл. 36 – миф о нисхождении театра на землю. «Н.» породила обширную комментаторскую лит-ру, из которой до нас дошёл только комментарий Абхинавагупты «Абхинавабхарати» (10–11 вв.). Она послужила основой многочисл. ср.-век. трактатов, самым известным из которых является «Дашарупа» Дхананджаи (10 в.).