АБХИНАВАГУ́ПТА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АБХИНАВАГУ́ПТА (кон. 10 – нач. 11 вв.), инд. религ. философ и эстетик, представитель кашмирского шиваизма. Наиболее известные соч. А. – комментарий к трактату Утпаладевы «Ишвара-пратьябхиджня» («Ишвара-пратьябхиджня-вимаршини») и «Толкование» к нему («Ишвара-пратьябхиджня-виврити-вимаршини»), трактаты «Сущность тантры» («Тантра-сара») и «Свет тантры» («Тантралока»), комментарий к трактату по поэтике Анандавардханы «Свет дхвани» («Дхваньялока»). В основе учения А. – представление о космич. союзе двух аспектов единой сущности, персонифицированной в образе Шивы и его возлюбленной Шакти. При этом Шива являет собой ясный, незамутнённый свет созерцания (пракаша), тогда как Шакти – динамический, активный аспект рефлексии, её направленность вовне (вимарша). Две стороны сознания пребывают в постоянной пульсации (спанда), в соответствии с ритмами которой развёртывается и снова свёртывается вся вселенная. Та же пульсация сознания проявляется в каждом живом существе, и как только адепт верно усматривает в себе эту природу, он приходит к внезапному мистич. озарению (пратибха), «узнаванию» (пратьябхиджня) себя самого как верховного Господа. Та же концепция внезапного постижения нашла отражение и в эстетике А. Художник и зритель, поэт и слушатель равновелики в своём творч. усилии; радостная дрожь «узнавания», приносящая эстетич. наслаждение (раса), возможна лишь потому, что в их душах изначально заложена одна и та же сущность. В переживании восторженного изумления (чаматкара) адепт очищается от суетных забот, и ему открывается истинная природа мира (ср. с греч. понятием катарсиса).