КАШМИ́РСКИЙ ШИВАИ́ЗМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАШМИ́РСКИЙ ШИВАИ́ЗМ, комплекс религиозно-филос. шиваитских школ (см. Шиваизм) монистич. характера, действовавших в Кашмире в 8–18 вв. Одно из самоназваний К. ш. – трика (букв. – триада) обозначает совокупность трёх фундам. филос. категорий. Среди разл. вариантов этой триады: Шива (высший Бог), Шакти (его божеств. энергия) и индивидуальная душа; три элемента знания (познающий, познаваемое, самопознание); три уровня речи и др.
По преданию, учение К. ш. было передано людям Шивой в незапамятные времена, но ввиду последующего искажения его ложными дуалистич. представлениями потребовалось новое откровение, которое получил живший близ г. Шринагар (Сринагар) мудрец Васугупта (8–9 вв.). Шива явился ему во сне и объявил, что на горе Махадева на особом камне высечены слова учения. Васугупта нашёл камень, легко перевернул его и обнаружил высеченные на нём сутры. Это легенда о происхождении одного из важнейших текстов К. ш. – «Шива-сутр». По преданию, камень сохранился доныне, однако текста на нём нет.
Источники
Большинство осн. произведений К. ш. было составлено в 8–12 вв. – в период расцвета этой традиции. Лит-ра К. ш. состоит из разделов «агама», «спанда» и «пратьябхиджня». Произведения, составляющие раздел «агама» (букв. – священная традиция), считаются откровением, полученным непосредственно от Бога. В этот раздел входят некоторые тантры, из которых особенно важны «Малинивиджая», «Сваччханда», «Виджнянабхайрава», «Нетра». К этому же разделу относятся и «Шива-сутры». Осн. текст раздела «спанда» – «Спанда-карики» Каллаты Бхатты (9 в.), ученика Васугупты. В произведениях, относящихся к этому разделу, развивается идея абсолютного начала как универсальной вибрирующей энергии (спанда). В третий раздел, «пратьябхиджня» (букв. – узнавание), входят тексты метафизич. характера. Словом «пратьябхиджня» обозначается также отдельное, преим. философское, направление в рамках К. ш., основателем которого был Сомананда (9–10 вв.), автор фундам. трактата «Шивадришти» («Созерцание Шивы»). Ученик Сомананды – Утпаладева разработал ключевое понятие системы – пратьябхиджня – в трактате «Ишварапратьябхиджня-карики» («Стихи об узнавании Ишвары»). Крупнейший представитель пратьябхиджни и К. ш. в целом – Абхинавагупта (10–11 вв.). Среди др. мыслителей К. ш. выделяются ученик Абхинавагупты Кшемараджа (10–11 вв.) и Джаяратха (12 в.), автор комментария к осн. работе Абхинавагупты – «Тантралока» («Свет тантры»). Часто понятие пратьябхиджни используется для обозначения К. ш. как такового.
Учение
В К. ш. основой мироздания считается Высшее Божество (Парамешвара), или абсолютное, ничем не обусловленное, недифференцированное Сознание (Парасамвит), которое и пронизывает весь мир, и находится за его пределами. Это также божественное «Я», всемогущая энергия. Высшее Божество есть соединение двух неразделимых и вечных принципов – Шивы и Шакти; эти же принципы применительно к абсолютному Сознанию понимаются как чистый божественный свет (пракаша) и динамичное самосознание (вимарша). В полемике с концепцией неизменного Абсолюта у Шанкары представители К. ш. считали, что Абсолют не может ограничиваться только «божественным светом» и представляет собой тесную взаимосвязь пракаши и вимарши. По словам Кшемараджи («Параправешика»), «если бы [высшая реальность] не обладала вимаршей, она была бы бессильной и инертной».
Шива наделён пятью осн. функциями: самоограничением, творением, сохранением, разрушением Вселенной, а также благодатью. Шакти же есть единство пяти осн. энергий: света самосознания, абсолютного блаженства, совершенной воли, высшего знания и высшей силы действия.
В разработанной К. ш. сложной картине эволюции мироздания Шива и Шакти представляют собой два вечных начала бытия (таттвы), из которых последовательно эманируют 34 его ступени. Мир появляется в результате спонтанного волеизъявления Абсолюта, накладывающего ограничение на свою полноту и тем самым порождающего мир со всей его множественностью. Т. о., Вселенная есть лишь динамическое и целенаправленное «самораскрытие» Абсолюта. Из двух вечных таттв вначале появляются три «чистые» ступени (Садашива, Ишвара и Шуддхавидья), где ещё отсутствует разрыв между субъективным и объективным компонентами опыта. Затем вступает в действие омрачающая сила майи и пяти её принципов (канчуки), образующих следующие шесть ступеней-таттв, и с них начинается творение «нечистого» характера. Каждая из канчук представляет собой ограничение божественного совершенства и его подмену ограниченным действием, ограниченным знанием, стремлением к осуществлению отд. желаний, временем, пространством, причинностью и формой. Единство опыта расщепляется при этом на «я» и «не-я».
Дальнейшая эволюция мира происходит по схеме, описанной в философии санкхьи, с той разницей, что в К. ш. пуруша (душа) – это не абсолютное, а зависимое индивидуальное начало, а пракрити (первичная материя) не единична, а множественна: для каждой пуруши есть своя пракрити. После проявления последней, 36-й таттвы (первостихия земли), формируется космос, заселяемый разл. существами. Мыслители К. ш. разделяли эти существа на семь иерархич. классов в зависимости от их отношения к духовному познанию и наличию либо отсутствию у них трёх т. н. загрязнений (малы): изначальной глубинной ограниченности, различения и многообразия, эгоистич. побуждений, влекущих за собой ограниченные действия с определёнными последствиями (карма). На вершине иерархии стоят совершенные существа, называемые акалами (не имеющими ограничений), чья сфера пребывания совпадает с двумя вечными (Шива и Шакти) таттвами. Низшим же классом существ являются сакалы (имеющие ограничения), которые отягощены всеми тремя малами, максимально отдаляющими их от истинного понимания. Душа по своей природе идентична Парамешваре, однако, находясь под бременем «загрязнений», не может осознать это.
Философия К. ш. сходна с системами мысли др. шиваитских школ, особенно с шайва сиддхантой.
Практика
Мыслители и наставники К. ш. предлагают своим последователям соответствующие психопрактики, систематизировав их в виде четырёх «средств» (упаи): 1) анавопая (созерцание разл. объектов как внешних, так и внутренних); 2) шактопая (разл. формы самосозерцания); 3) шамбхавопая (переживание блаженства истинного «я» и реализация его божественной природы без помощи ума). Высшей частью шамбхавопаи является анупая – реализация «я» без усилий. Двигаясь от анавопаи к анупае, адепт окончательно удаляет свои «загрязнения» и «узнаёт» в себе Бога, что знаменует обретение свободы (мокша). Как и в шиваизме в целом, в К. ш. велика роль гуру, без участия которого почти невозможно нисхождение божественной милости (шактипата) на ученика, а значит, и освобождение.