Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТА́НТРЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 660

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Андросов

ТА́НТРЫ (санскр. tantra – ос­но­ва тка­ни, ос­но­ва тка­ни За­ко­на), 1) на­зва­ние тек­ста Сло­ва Буд­ды в вад­жрая­не, ино­гда име­нуе­мо­го «чет­вёр­той кор­зи­ной ка­но­на» или «Видь­яд­хара-пи­та­кой. 2) На­зва­ние ри­ту­аль­но-куль­то­вых сис­тем, под­раз­де­ляе­мых, с од­ной сто­ро­ны, на внеш­ние и внут­рен­ние Т., с дру­гой – на се­мей­ст­ва тан­три­че­ских тек­стов и со­от­вет­ст­вую­щих прак­тик, сгру­пи­ро­ван­ных во­круг отд. ми­фо­ло­гич. пер­со­на­жей (Гухь­я­са­мад­жи, Яман­та­ки, Вад­жра­па­ти, Сам­ва­ры, Ка­ла­ча­кры и др.). 3) Об­щее на­зва­ние вад­ж­рая­ны и тан­триз­ма, в т. ч. ин­дуи­ст­ско­го. Ре­лиг. це­лью этих весь­ма мно­го­об­раз­ных уче­ний, куль­тов и док­трин яв­ля­ет­ся пре­одо­ле­ние двой­ст­вен­но­сти лю­бо­го ро­да, ча­ще все­го пер­со­ни­фи­ци­руе­мой в бо­же­ст­вах (буд­ды, бод­хи­сат­твы, та­ры, да­ки­ни и т. д.) муж­ско­го и жен­ско­го на­ча­ла. Сои­тие этих на­чал в не­раз­рыв­ное един­ст­во тер­ми­но­ло­ги­че­ски объ­яс­ня­ет­ся как со­еди­не­ние ис­кус­ных спо­со­бов (упайя) и муд­ро­сти (прадж­ня). Оче­вид­но, кор­ни Т. ухо­дят в глу­би­ну ты­ся­че­ле­тий, вос­хо­дят к куль­ту бо­ги­ни-ма­те­ри и к ма­гии сель­ской об­щи­ны, свя­зан­ной с сек­су­аль­ны­ми ри­туа­ла­ми. Не­ко­то­рые тек­сты Т. со­хра­ни­лись на сан­ск­ри­те (наи­бо­лее ран­ние их час­ти да­ти­ру­ют­ся 4–5 вв.) и в пе­ре­во­дах на кит. язык. Наи­бо­лее пол­ная кол­лек­ция Т. вхо­дит в ти­бет. Кан­гь­юр (монг. – Ганд­жур), а ком­мен­та­рии к ним – в Тен­гь­юр (монг. – Данд­жур). Со­глас­но ти­бет. учё­но­му Бу­до­ну Рин­чен­ду­бу (1290–1364), под­лин­ное зна­че­ние Т. – вад­жра «не­раз­дель­но­сти двух: муд­ро­сти с ме­то­дом пло­до­вой ман­тры и ме­то­да па­ра­мит». В ка­че­ст­ве сис­те­мы ка­ж­дая Т. со­сто­ит из ко­рен­но­го тек­ста (му­ла-Т.), его со­кра­щён­ных ва­ри­ан­тов (лаг­ху-Т.), ком­мен­та­ри­ев и раз­но­об­раз­ных ру­ко­водств (сад­ха­на) по со­зер­ца­тель­ным прак­ти­кам, йо­гич. уп­раж­не­ни­ям и т. д. В этом смыс­ле ка­ж­дая Т. долж­на вклю­чать в се­бя три не­пре­мен­ные со­став­ные час­ти: ос­но­ву (воз­зре­ния о ми­ро­зда­нии и фи­ло­со­фия бы­тия), Путь (спо­со­бы и ме­то­ды об­ре­те­ния Про­свет­ле­ния) и плод (опи­са­ние ман­да­лы бо­жеств и со­стоя­ния про­свет­лён­но­сти – будд­хат­ва). Адеп­ты Т. вы­пол­ня­ют еже­днев­ные ри­ту­аль­но-со­зер­ца­тель­ные прак­ти­ки, струк­ту­ра ко­то­рых из­ла­га­ет­ся в тек­стах сад­хан. Пер­вые внут­рен­ние клас­си­фи­ка­ции тек­стов «Видь­яд­ха­ра-пи­та­ки» поя­ви­лись ещё в Ин­дии, напр. в тру­дах Будд­ха­гу­хьи (8 в.). Сре­ди них про­стей­шей яв­ля­лась тро­ич­ная клас­си­фи­ка­ция: крийя-Т., чарья-Т., йо­га-Т. По­след­ние на­зы­ва­лись так­же «тай­ны­ми». Позд­нее поя­ви­лись шес­ти- и се­ми­рич­ные клас­си­фи­ка­ции (напр., у Ати­ши в 11 в.). Шко­лы ти­бет. буд­диз­ма и ми­ро­вая буд­до­ло­гия поль­зу­ют­ся чет­ве­рич­ной клас­си­фи­ка­ци­ей, ус­та­нов­лен­ной в 14 в. Бу­до­ном, упо­ря­до­чив­шим тек­сты Кан­гь­ю­ра. По этой клас­си­фи­ка­ции вы­де­ля­ют­ся крийя-Т., ча­рья-Т., йо­га-Т. и ан­ну­та­ра-йо­га-Т. По­след­няя со­сто­ит из трёх внут­рен­них клас­сов: ма­хай­о­га-Т., ануй­о­га-Т., атий­о­га-Т., тек­сты ко­то­рых час­то на­зы­ва­ют «от­цов­ски­ми», «ма­те­рин­ски­ми» и «не­двой­ст­вен­ны­ми» со­от­вет­ст­вен­но.

Вернуться к началу