ТА́НТРЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТА́НТРЫ (санскр. tantra – основа ткани, основа ткани Закона), 1) название текста Слова Будды в ваджраяне, иногда именуемого «четвёртой корзиной канона» или «Видьядхара-питакой. 2) Название ритуально-культовых систем, подразделяемых, с одной стороны, на внешние и внутренние Т., с другой – на семейства тантрических текстов и соответствующих практик, сгрупированных вокруг отд. мифологич. персонажей (Гухьясамаджи, Ямантаки, Ваджрапати, Самвары, Калачакры и др.). 3) Общее название ваджраяны и тантризма, в т. ч. индуистского. Религ. целью этих весьма многообразных учений, культов и доктрин является преодоление двойственности любого рода, чаще всего персонифицируемой в божествах (будды, бодхисаттвы, тары, дакини и т. д.) мужского и женского начала. Соитие этих начал в неразрывное единство терминологически объясняется как соединение искусных способов (упайя) и мудрости (праджня). Очевидно, корни Т. уходят в глубину тысячелетий, восходят к культу богини-матери и к магии сельской общины, связанной с сексуальными ритуалами. Некоторые тексты Т. сохранились на санскрите (наиболее ранние их части датируются 4–5 вв.) и в переводах на кит. язык. Наиболее полная коллекция Т. входит в тибет. Кангьюр (монг. – Ганджур), а комментарии к ним – в Тенгьюр (монг. – Данджур). Согласно тибет. учёному Будону Ринчендубу (1290–1364), подлинное значение Т. – ваджра «нераздельности двух: мудрости с методом плодовой мантры и метода парамит». В качестве системы каждая Т. состоит из коренного текста (мула-Т.), его сокращённых вариантов (лагху-Т.), комментариев и разнообразных руководств (садхана) по созерцательным практикам, йогич. упражнениям и т. д. В этом смысле каждая Т. должна включать в себя три непременные составные части: основу (воззрения о мироздании и философия бытия), Путь (способы и методы обретения Просветления) и плод (описание мандалы божеств и состояния просветлённости – буддхатва). Адепты Т. выполняют ежедневные ритуально-созерцательные практики, структура которых излагается в текстах садхан. Первые внутренние классификации текстов «Видьядхара-питаки» появились ещё в Индии, напр. в трудах Буддхагухьи (8 в.). Среди них простейшей являлась троичная классификация: крийя-Т., чарья-Т., йога-Т. Последние назывались также «тайными». Позднее появились шести- и семиричные классификации (напр., у Атиши в 11 в.). Школы тибет. буддизма и мировая буддология пользуются четверичной классификацией, установленной в 14 в. Будоном, упорядочившим тексты Кангьюра. По этой классификации выделяются крийя-Т., чарья-Т., йога-Т. и аннутара-йога-Т. Последняя состоит из трёх внутренних классов: махайога-Т., ануйога-Т., атийога-Т., тексты которых часто называют «отцовскими», «материнскими» и «недвойственными» соответственно.