МА́ЙЯ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́ЙЯ (санскр. – иллюзия, видимость), в инд. религ.-филос. традиции особая сила (шакти), или энергия, одновременно скрывающая истинную природу мира и помогающая ему проявиться во всём своём многообразии. В «Прашна-упанишаде» (116) обозначает одну из божественных сил, способную создавать иллюзорные образы. В традиции веданты М. впервые появляется в «Мандукья-кариках» Гаудапады, где выступает как принцип, объясняющий переход от реального, вечного и неделимого Брахмана к множественным и преходящим элементам мира. М. у Гаудапады уподоблена сновидению, омрачающему сознание отд. души; выход за пределы М. рассматривается как «пробуждение» к истинному знанию. Концепция М. играет ключевую роль в адвайта-веданте Шанкары, где М. рассматривается как творч. потенция (шакти) Брахмана, целиком от него зависящая, грандиозная космич. иллюзия, которой Вселенная обязана своим появлением. Одновременно М. полностью совпадает с авидьей (неведением) и вивартой (кажимостью) и т. д. и характеризуется как «неопределимая в категориях реального и нереального». Представители вишишта-адвайты выступили с резкой критикой этой версии М., Рамануджа считал учение Шанкары прямой уступкой буддизму. Для самого Рамануджи М. – это волшебная и благодатная сила Ишвары, благодаря которой он реально творит мир. В кашмирском шиваизме М. считается вечной и реальной энергией Шивы, развёртывающей иерархию сущего. М. по существу персонифицируется здесь в образе Шакти – возлюбленной Шивы, олицетворяющей собой его космич. «игру» (лила).