Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́ЙЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 491

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Исаева

МА́ЙЯ (санскр. – ил­лю­зия, ви­ди­мость), в инд. ре­лиг.-фи­лос. тра­ди­ции осо­бая си­ла (шак­ти), или энер­гия, од­но­вре­мен­но скры­ваю­щая ис­тин­ную при­ро­ду ми­ра и по­мо­гаю­щая ему про­явить­ся во всём сво­ём мно­го­об­ра­зии. В «Праш­на-упа­ни­ша­де» (116) обо­зна­ча­ет од­ну из бо­же­ст­вен­ных сил, спо­соб­ную соз­да­вать ил­лю­зор­ные об­ра­зы. В тра­ди­ции ве­дан­ты М. впер­вые по­яв­ля­ет­ся в «Ман­ду­кья-ка­ри­ках» Гау­да­па­ды, где вы­сту­па­ет как прин­цип, объ­яс­няю­щий пе­ре­ход от ре­аль­но­го, веч­но­го и не­де­ли­мо­го Брах­ма­на к мно­же­ст­вен­ным и пре­хо­дя­щим эле­мен­там ми­ра. М. у Гау­да­па­ды упо­доб­ле­на сно­ви­де­нию, ом­ра­чаю­ще­му соз­на­ние отд. ду­ши; вы­ход за пре­де­лы М. рас­смат­ри­ва­ет­ся как «про­бу­ж­де­ние» к ис­тин­но­му зна­нию. Кон­цеп­ция М. иг­ра­ет клю­че­вую роль в ад­вай­та-ве­дан­те Шан­ка­ры, где М. рас­смат­ри­ва­ет­ся как творч. по­тен­ция (шак­ти) Брах­ма­на, це­ли­ком от не­го за­ви­ся­щая, гран­ди­оз­ная кос­мич. ил­лю­зия, ко­то­рой Все­лен­ная обя­за­на сво­им по­яв­ле­ни­ем. Од­но­вре­мен­но М. пол­но­стью сов­па­да­ет с авидь­ей (не­ве­де­ни­ем) и ви­вар­той (ка­жи­мо­стью) и т. д. и ха­рак­те­ри­зу­ет­ся как «не­оп­ре­де­ли­мая в ка­те­го­ри­ях ре­аль­но­го и не­ре­аль­но­го». Пред­ста­ви­те­ли ви­шиш­та-ад­вай­ты вы­сту­пи­ли с рез­кой кри­ти­кой этой вер­сии М., Ра­ма­нуд­жа счи­тал уче­ние Шан­ка­ры пря­мой ус­туп­кой буд­диз­му. Для са­мо­го Ра­ма­нуд­жи М. – это вол­шеб­ная и бла­го­дат­ная си­ла Иш­ва­ры, бла­го­да­ря ко­то­рой он ре­аль­но тво­рит мир. В каш­мир­ском ши­ва­из­ме М. счи­та­ет­ся веч­ной и ре­аль­ной энер­ги­ей Ши­вы, раз­вёр­ты­ваю­щей ие­рар­хию су­ще­го. М. по су­ще­ст­ву пер­со­ни­фи­ци­ру­ет­ся здесь в об­ра­зе Шак­ти – воз­люб­лен­ной Ши­вы, оли­це­тво­ряю­щей со­бой его кос­мич. «иг­ру» (ли­ла).

Лит.: Devanandan P. D. The concept of Maya. L., 1950; Hacker P. Vivarta: Studien zur Ge­schichte der ilussionistischen Kosmologie und Erkenntnistheorie der Inder. Wiesbaden, 1953; Исае­ва Н. В. Шан­ка­ра и ин­дий­ская фи­ло­со­фия. М., 1991.

Вернуться к началу