ВИШИ́ШТА-АДВА́ЙТА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИШИ́ШТА-АДВА́ЙТА (санскр. – «недвойственность, определяемая различиями», «недвойственность многоразличного»), религ.-филос. школа в рамках веданты, входящая в её вишнуитское направление. Значит. воздействие на становление В.-а. оказала доктрина бхакти. Окончат. форму концепция В.-а. принимает в трудах Ямуны (автор трактата «Сиддхи-трайя», 11 в.) и особенно Рамануджи. Для Рамануджи представление адвайта-веданты о Брахмане как о чистом сознании, лишённом каких бы то ни было характеристик, выглядит скорее как перифраз «пустоты» буддистов и потому балансирует на грани небытия. Высший Брахман в В.-а. – это Ишвара, личный бог, или Нараяна-Вишну в нар. религии. Согласно В.-а., Ишвара выступает не только как «действующая», но и как «материальная» причина мира, поскольку вся Вселенная представляет собой его собств. развёртывание (паринама), которое понимается в духе учения санкхьи. Подлинная реальность сохраняется не только за Ишварой, но и за многочисл. душами (дживы) и неодушевлёнными предметами (джада). Атомарная душа, индивидуальность которой сохраняется даже в состоянии освобождения (мокша), – это предельно малая мера субстанции. Именно в силу своей малости она может рассматриваться как свойство или определение субстанции более высокого порядка. Бесчисленные дживы составляют модусы, или формы проявления, Ишвары и как таковые служат ему «телом» (их собств. тела образованы неодушевлёнными элементами).
«Семь возражений», выдвинутые Рамануджей против адвайты, связаны с трудностью объяснения перехода от бескачественного и самотождественного Брахмана к многообразию и изменчивости видимого мира. В.-а. противопоставляет адвайтистскому представлению о майе и авидье тезис об истинности (ятхархатва, букв. – соответствие предмету) всякого знания.
Представление о мире и душах как о «теле» (шарира) Ишвары получает новый акцент в этико-религ. воззрениях В.-а.: Вишну, входящий во все живые существа как их внутр. душа (шаририн), сам определяет для них меру награды или наказания и вместе с тем выступает как их единств. защитник. Полностью принимая представления нар. религии о воплощениях Ишвары, в число которых помимо высшей, чистой формы Бога (пара) входят его осн. эманации – вьюха и аватара, Рамануджа подчёркивает, что Бог снисходит к ним в силу своего бесконечного милосердия (крипа). В свою очередь душе, если она не относится к числу вечно свободных (нитья-мукта) или уже освободившихся (мукта), надлежит предоставить Ишваре повод проявить это милосердие. В.-а. призывает к сочетанию знания и следования предписаниям Шрути («откровения»). Возможность их гармонизации она усматривает в бхакти, где сливаются воедино постижение Брахмана и любовь к нему. Бхакти требует от адепта постоянной внутр. сосредоточенности; правда, для тех, кто не способен к длительному усилию, есть более лёгкий путь – прапатти (букв. – припадание), требующий лишь самозабвенной любви. В.-а. выступает против адвайтистской идеи самостоят. движения человека к освобождению: отношение между Ишварой и отдельной дживой – это всегда «отношение господина и слуги», поэтому освобождение рассматривается как дар, милость (прасада) Бога. В.-а. настаивает на непрерывной градации заслуг (пунья), которая влияет на положение души даже после её освобождения.
В средние века идеи В.-а. пользовались большей популярностью, чем учение адвайта-веданты, что объясняется как сочувственным отношением к традиц. культам и принятием доктрины бхакти, так, вероятно, и относительно большей доступностью её филос. воззрений. Последователи Рамануджи стремились опереться не только на тексты традиц. «тройственного канона» веданты, но и на тамильский канон «Прабандхам», отличавшийся сильной мистич. направленностью. Крупнейшим представителем В.-а. после Рамануджи был Венкатанатха (13 – сер. 14 вв.) – основатель северной школы (вадагалаи). Др. приверженец Рамануджи, Пиллаи Локачарья (13 в.), заложивший основы вишнуитской секты тенгалаи, или южной школы, отстаивал преимущество тамильского канона. Сторонники В.-а. после Рамануджи занимались гл. обр. гносеологическими, а также этико-религ. проблемами (соотношение кармы и божественного милосердия и т. п.).