АВАТА́РА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АВАТА́РА (др.-инд., букв. – нисхождение), в индуизме нисхождение божества на землю, его воплощение в земное существо ради «спасения мира». Концепция А. связана с мифологией Вишну, однако упоминаются земные воплощения и др. богов (напр., Праджапати первоначально превращается в рыбу, черепаху и вепря). В отличие от последних, А. Вишну объединяются в канонич. списки со стабильными сюжетами; наиболее популярные из них: рыба-матсья, черепаха-курма, вепрь-вараха, человек-лев нарасинха, карлик-вамана, Рама с топором – Парашурама, Рама (герой Рамаяны), Кришна, Будда и Калки (или Калкин). В последовательности А. Вишну традиция усматривает отражение процесса эволюции жизни на земле: первые три А. териоморфны, фиксируя развитие живого от рыб к млекопитающим; две следующие обозначают переход к антропоморфности; остальные же свидетельствуют о совершенствовании человека, сочетающего героику с духовностью. А. Вишну объединяет идея восстановления и охраны миропорядка (дхармы); наиболее полное выражение она получает в сюжетах, связанных с образом Кришны (напр., в «Бхагавадгите», где он говорит Арджуне: «Всякий раз, когда в этом мире наступает дхармы упадок, когда нагло порок существует, Я себя порождаю, Арджуна»), и особенно – с образом Калки: он уничтожает варваров и низких (дасью и шудр), восстанавливает власть царя-чакравартина (правителя мира) и возрождает порядок, основанный на варна-ашрама-дхарме (религ. законе), предписывающем каждому сословию (варна) выполнять определённые обязанности (дхарма) на соответствующей стадии жизни (ашрама). Концепция А. выявляет свойственную индуизму способность ассимилировать первоначально чуждые ему верования и религ.-филос. идеи; об этом, в частности, свидетельствует включение Будды в число земных воплощений Вишну. В буддизме и джайнизме имеются сходные представления о множестве будд, бодхисаттв и тиртханкаров.