Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АВАТА́РА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 60

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Л. Невелева

АВАТА́РА (др.-инд., букв. – нис­хо­ж­де­ние), в ин­ду­из­ме нис­хо­ж­де­ние бо­же­ст­ва на зем­лю, его во­пло­ще­ние в зем­ное су­ще­ст­во ра­ди «спа­се­ния ми­ра». Кон­цеп­ция А. свя­за­на с ми­фо­ло­ги­ей Виш­ну, од­на­ко упо­ми­на­ют­ся зем­ные во­пло­ще­ния и др. бо­гов (напр., Прад­жа­па­ти пер­во­на­чаль­но пре­вра­ща­ет­ся в ры­бу, че­ре­па­ху и веп­ря). В от­ли­чие от по­след­них, А. Виш­ну объ­е­ди­ня­ют­ся в ка­но­нич. спи­ски со ста­биль­ны­ми сю­же­та­ми; наи­бо­лее по­пу­ляр­ные из них: ры­ба-мат­сья, че­ре­па­ха-кур­ма, вепрь-ва­ра­ха, че­ло­век-лев на­ра­син­ха, кар­лик-ва­ма­на, Ра­ма с то­по­ром – Па­ра­шу­ра­ма, Ра­ма (ге­рой Ра­мая­ны), Криш­на, Буд­да и Кал­ки (или Кал­кин). В по­сле­до­ва­тель­но­сти А. Виш­ну тра­ди­ция ус­мат­ри­ва­ет от­ра­же­ние про­цес­са эво­лю­ции жиз­ни на зем­ле: пер­вые три А. те­рио­морф­ны, фик­си­руя раз­ви­тие жи­во­го от рыб к мле­ко­пи­таю­щим; две сле­дую­щие обо­зна­ча­ют пе­ре­ход к ан­тро­по­морф­но­сти; ос­таль­ные же сви­де­тель­ст­ву­ют о со­вер­шен­ст­во­ва­нии че­ло­ве­ка, со­че­таю­ще­го ге­рои­ку с ду­ховно­стью. А. Виш­ну объ­е­ди­ня­ет идея вос­ста­нов­ле­ния и ох­ра­ны ми­ро­по­ряд­ка (дхар­мы); наи­бо­лее пол­ное вы­ра­же­ние она по­лу­ча­ет в сю­же­тах, свя­зан­ных с об­ра­зом Криш­ны (напр., в «Бха­га­вад­ги­те», где он го­во­рит Ард­жу­не: «Вся­кий раз, ко­гда в этом ми­ре на­сту­па­ет дхар­мы упа­док, ко­гда на­гло по­рок су­ще­ст­вует, Я се­бя по­ро­ж­даю, Ард­жу­на»), и осо­бен­но – с об­ра­зом Кал­ки: он унич­тожа­ет вар­ва­ров и низ­ких (да­сью и шудр), вос­ста­нав­ли­ва­ет власть ца­ря-ча­кра­вар­ти­на (пра­ви­те­ля ми­ра) и воз­ро­ж­да­ет по­ря­док, ос­но­ван­ный на вар­на-аш­ра­ма-дхар­ме (ре­лиг. за­ко­не), пред­пи­сываю­щем ка­ж­до­му со­сло­вию (вар­на) вы­пол­нять оп­ре­де­лён­ные обя­зан­но­сти (дхар­ма) на со­от­вет­ст­вую­щей ста­дии жиз­ни (аш­ра­ма). Кон­цеп­ция А. вы­яв­ля­ет свой­ст­вен­ную ин­ду­из­му спо­соб­ность ас­си­ми­ли­ро­вать пер­во­на­чаль­но чу­ж­дые ему ве­ро­ва­ния и ре­лиг.-фи­лос. идеи; об этом, в ча­ст­но­сти, сви­де­тель­ст­ву­ет вклю­че­ние Буд­ды в чис­ло зем­ных во­пло­ще­ний Виш­ну. В буд­диз­ме и джай­низ­ме име­ют­ся сход­ные пред­став­ле­ния о мно­же­ст­ве будд, бод­хи­саттв и тирт­хан­ка­ров.

Лит.: Se­emann R. Ver­su­ch zu ei­ner The­o­rie des Ava­tã­ra // Nu­men. 1986. Vol. 33. Fasc. 1; Par­ri­n­der E. G. Ava­tar and In­car­na­ti­on. Oxf., 1997; Бэ­шем А. Чу­до, ко­то­рым бы­ла Ин­дия. 2-е изд. М., 2000. С. 325–332.

Вернуться к началу