ДХА́РМЫ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДХА́РМЫ (санскр. dharma, пали dhamma), в буддизме индивидуализированные атомарные события, составляющие опыт живых существ и конституирующие существование как таковое. Учение о Д. подводило онтологич. базу под осн. буддийские принципы изменчивости (анатма), отсутствия неизменной сущности (анитья) и неудовлетворённости (духкха). Развитие теории Д. относится к периоду расцвета т. н. абхидхармистского анализа в школах «малой колесницы» (хинаяны) – прежде всего в вайбхашике (сарвастиваде). В этих школах изменчивость стала трактоваться как мгновенность, так что понятие «Д.» эволюционировало от представления о том, что любая вещь или явление имеют начало и конец (в ранних частях палийского канона – Типитаки), до концепции мгновенного события, вспыхивающего и гаснущего как искра (кшаникавада – учение о мгновенности). Д., не будучи ни субстанциями, ни атрибутами, не имеют ни протяжённости, ни временно́й длительности, но вместе с тем локализованы в пространственных точках и временны́х моментах; это не столько элементы (частицы), сколько факторы изменчивости – дискретные единицы динамич. процесса, отдельные, не связанные отношениями материального «порождения», однако значимые как элементы серии, где одни Д., исчезая, обусловливают возникновение других. Всё, включая самих индивидов, представляет собой потоки Д., взаимодействующие между собой. Тот факт, что в повседневном опыте вещи воспринимаются как длящиеся целостности, буддийские философы объясняют, во-первых, слишком быстрым чередованием Д., которое не воспринимается обычными человеческими чувствами, и, во-вторых, законом взаимозависимого возникновения Д. (пратитьясамутпада), лежащим в основании упорядоченного характера как самой реальности, так и её восприятия.
Для ранних буддистов анализ опыта в терминах Д. был тесно связан с составлением классификационных списков Д. (матрик), главными среди которых были классификации по скандхам, дхату и аятанам. Скандхи (группы) составляют индивида: рупа (материальная форма) объединяет Д. телесного потока, ведана – Д. ощущения (приятного, неприятного и нейтрального), самджня – Д. «концептуализации» (В. И. Рудой), санскара – Д. намерения (четана), создающие кармич. отпечатки, и виджняна – Д. сознания. Классификация по дхату (элементам) насчитывает 18 видов Д.: пять органов чувств и манас; пять чувственных объектов и объект манаса; шесть видов сознания («визуальное», «слуховое», «вкусовое», «обонятельное», «осязательное» и чисто ментальное). Классификация Д. по аятанам (базам) включает шесть познават. способностей (зрение, слух и др., а также манас) и шесть объектов – «видимое», «слышимое» и т. п.
В вайбхашике появляется деление Д. на «обусловленные» и «необусловленные». К первой категории относятся «изменчивые», или «волнующиеся», Д., образующие опыт существования в череде перерождений (сансара), которые постоянно возникают и исчезают, ко второй – «неизменные» Д., соответствующие опыту освобождения (прежде всего нирвана). Известны разные классификационные списки Д. (исчисления 84 дхарм, 100 дхарм и т. д.).
Списки Д. предназначались для медитации, которая помогала адептам буддизма вырабатывать психич. качества (благоприятные, или нейтральные, Д.), способствующие духовному развитию, и подавлять препятствующие ему аффекты (неблагоприятные Д.). Этот практический, сотериологич. аспект теории Д. наиболее разработан в тхераваде, где культивирование одних Д. и подавление других имело своей целью достижение состояния архата («совершенного»).
Если вайбхашики утверждали, что Д. реально существуют во всех трёх временах – прошлом, настоящем и будущем, хотя обладают активностью, т. е. способностью обусловливать другие Д., только в настоящем, то их оппоненты саутрантики считали, что реальны только «активные» Д. настоящего, остальные же Д. лишь номинальны. В отличие от абхидхармистов, видевших в Д. реально существующие элементы, представители махаяны рассматривали все Д. либо как одинаково лишённые к.-л. сущности и в конечном счёте «пустые» (см. Мадхьямика), либо как структурные составляющие «зависимой реальности», преодолеваемой в опыте высшей реальности «только-сознания» (см. Йогачара).
Вслед за Ф. И. Щербатским и О. О. Розенбергом мн. буддологи стали толковать концепцию Д. как своего рода буддийскую метафизику («метафизику процесса», по выражению Инады). Совр. исследователи видят в ней скорее феноменологию, основанную, однако, на особом психич. опыте, вырабатываемом с помощью техники медитации.