Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРА́ХМАН

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 179

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Топоров

БРА́ХМАН (санскр.), в др.-инд. ре­лиг. умо­зре­нии и ис­хо­дя­щих из не­го фи­лос. уче­ни­ях выс­шая ре­аль­ность, без­лич­ное аб­со­лют­ное ду­хов­ное на­ча­ло, из ко­то­ро­го воз­ни­ка­ет мир. Вме­сте с тем всё, что есть в ми­ре, раз­ру­ша­ет­ся, рас­тво­ря­ясь в Б.; сам же он – вне вре­ме­ни и про­стран­ст­ва, вне при­чин­но-след­ст­вен­ных от­но­ше­ний, сво­бо­ден от ка­честв и дей­ствия, вне­по­ло­жен яв­лен­но­му (фе­но­ме­наль­но­му) ми­ру и не­вы­ра­зим в по­ло­жи­тель­ных тер­ми­нах и рам­ках к.-л. час­тич­ной ло­ги­ки. По­это­му ча­ще все­го Б. оп­ре­де­ля­ет­ся от­ри­ца­тель­но – не­мыс­ли­мый, не­ви­ди­мый, не­слы­ши­мый, не­по­зна­вае­мый, не­из­ме­няе­мый, не­про­яв­лен­ный, не­ро­ж­дён­ный, ли­шён­ный об­раза, без­на­чаль­ный, бес­ко­неч­ный, «ни то, ни то» (neti, neti) и т. п. Не по­сти­гае­мый обыч­ным соз­на­ни­ем или ра­цио­наль­но-умо­зри­тель­ны­ми спо­со­ба­ми, Б. от­кры­ва­ет­ся лишь выс­шей ре­лиг. ин­туи­ции (ануб­ха­ва), опи­раю­щей­ся на тек­сты От­кро­ве­ния (Шру­ти).

В древ­ней­ших тек­стах Вед сло­во «Б.» от­но­сит­ся ещё ско­рее к сфе­ре ри­ту­аль­ных по­ня­тий (мо­лит­ва, са­краль­ная фор­му­ла). Умо­зри­тель­ная кон­цеп­ция уни­вер­саль­но­го Б. сфор­му­ли­ро­ва­на в ран­них Упа­ни­ша­дах. Б. ста­но­вит­ся еди­ной аб­со­лют­ной ре­аль­но­стью, ис­пол­нен­ной выс­ше­го смыс­ла. Вне Б. ни­че­го нет, но всё, что есть в бы­тии, в жиз­ни, за­клю­че­но в Б. как в за­ро­ды­ше (хи­рань­я­гарб­ха, букв. – зо­ло­той за­ро­дыш), из ко­торо­го раз­во­ра­чи­ва­ет­ся весь яв­лен­ный мир: «Су­ще­ст­ву­ет два об­раза Б. – во­пло­щён­ный и не­во­пло­щён­ный, смерт­ный и бес­смерт­ный, не­под­виж­ный и дви­гаю­щий­ся, су­ще­ст­вую­щий и ис­тин­ный» (Бри­ха­да­рань­я­ка-упа­ни­ша­да, II, 3, 1). В ад­вай­та-ве­дан­те пер­вый об­раз ста­но­вит­ся Са­гу­на-Б., или Б., «на­де­лён­ным ка­че­ст­ва­ми», как его пред­став­ля­ют в ри­туа­ле и в обыч­ном раз­мыш­ле­нии; вто­рой – Нир­гу­на-Б., или Б. без ка­честв и ат­ри­бу­тов, не­из­мен­ным Аб­со­лю­том, бы­ти­ем-соз­на­ни­ем. Са­гу­на-Б. – это пре­лом­ле­ние выс­ше­го бес­ка­че­ст­вен­но­го Б. в майе-ави­дье (ил­лю­зии-не­ве­дении), Иш­ва­ра, или пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ный Бог, соз­даю­щий, под­дер­жи­ваю­щий и раз­ру­шаю­щий мир. В др. шко­лах ве­дан­ты Са­гу­на-Б. ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с Виш­ну (ви­шиш­та-ад­вай­та) или Криш­ной (двай­та) и ста­но­вит­ся объ­ек­том эмо­цио­наль­но­го по­кло­не­ния (бхак­ти).

Ис­тин­ная уни­вер­саль­ность Б. дос­ти­га­ет­ся че­рез осоз­на­ние им са­мо­го се­бя, об­ре­те­ние субъ­ек­тив­но­го ас­пек­та в са­мо­по­зна­нии, что со­став­ля­ет уче­ние о то­ж­де­ст­ве Б. и ат­ма­на, объ­ек­та и субъ­екта, ми­ра и ду­ши (ин­ди­ви­да), вы­ра­жаю­щее­ся в фор­му­лах «этот ат­ман есть брах­ман», «это брах­ман, это ат­ман», «я есмь брах­ман», и как итог в наи­бо­лее аб­ст­ракт­ной фор­ме: «ты – есть то» («tat tvam asi»). При всём этом Б. со­от­но­си­те­лен ат­ма­ну и от­нюдь не все­гда то­ж­де­ст­вен ему. Ре­аль­ность Б. яв­ле­на как бес­ко­неч­ное соз­на­ние (джня­на) се­бя са­мо­го и как выс­шее бла­жен­ст­во (анан­да).

Лит.: Thieme P. Brahman // Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. 1952. Bd 102; То­по­ров В. Н. О брах­ма­не. К ис­то­кам кон­цеп­ции // Про­бле­мы ис­то­рии язы­ков и куль­ту­ры на­ро­дов Ин­дии. М., 1974; Renou L. Sur la notion de bráhman // Renou L. L’Inde Fondamentale. P., 1978. См. так­же лит. при стать­ях Ад­вай­та-ве­дан­та, Ве­дан­та.

Вернуться к началу