БРА́ХМАН
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРА́ХМАН (санскр.), в др.-инд. религ. умозрении и исходящих из него филос. учениях высшая реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир. Вместе с тем всё, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Б.; сам же он – вне времени и пространства, вне причинно-следственных отношений, свободен от качеств и действия, внеположен явленному (феноменальному) миру и невыразим в положительных терминах и рамках к.-л. частичной логики. Поэтому чаще всего Б. определяется отрицательно – немыслимый, невидимый, неслышимый, непознаваемый, неизменяемый, непроявленный, нерождённый, лишённый образа, безначальный, бесконечный, «ни то, ни то» (neti, neti) и т. п. Не постигаемый обычным сознанием или рационально-умозрительными способами, Б. открывается лишь высшей религ. интуиции (анубхава), опирающейся на тексты Откровения (Шрути).
В древнейших текстах Вед слово «Б.» относится ещё скорее к сфере ритуальных понятий (молитва, сакральная формула). Умозрительная концепция универсального Б. сформулирована в ранних Упанишадах. Б. становится единой абсолютной реальностью, исполненной высшего смысла. Вне Б. ничего нет, но всё, что есть в бытии, в жизни, заключено в Б. как в зародыше (хираньягарбха, букв. – золотой зародыш), из которого разворачивается весь явленный мир: «Существует два образа Б. – воплощённый и невоплощённый, смертный и бессмертный, неподвижный и двигающийся, существующий и истинный» (Брихадараньяка-упанишада, II, 3, 1). В адвайта-веданте первый образ становится Сагуна-Б., или Б., «наделённым качествами», как его представляют в ритуале и в обычном размышлении; второй – Ниргуна-Б., или Б. без качеств и атрибутов, неизменным Абсолютом, бытием-сознанием. Сагуна-Б. – это преломление высшего бескачественного Б. в майе-авидье (иллюзии-неведении), Ишвара, или персонифицированный Бог, создающий, поддерживающий и разрушающий мир. В др. школах веданты Сагуна-Б. отождествляется с Вишну (вишишта-адвайта) или Кришной (двайта) и становится объектом эмоционального поклонения (бхакти).
Истинная универсальность Б. достигается через осознание им самого себя, обретение субъективного аспекта в самопознании, что составляет учение о тождестве Б. и атмана, объекта и субъекта, мира и души (индивида), выражающееся в формулах «этот атман есть брахман», «это брахман, это атман», «я есмь брахман», и как итог в наиболее абстрактной форме: «ты – есть то» («tat tvam asi»). При всём этом Б. соотносителен атману и отнюдь не всегда тождествен ему. Реальность Б. явлена как бесконечное сознание (джняна) себя самого и как высшее блаженство (ананда).