АВИ́ДЬЯ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АВИ́ДЬЯ (санскр. – отсутствие знания, неведение), в инд. философии – незнание как причина, «корень» (мула) неподлинного восприятия мира, исходная омрачённость сознания, препятствующая постижению сущности бытия. В Упанишадах А. – множественное, раздробленное знание, тогда как высшее знание (видья), тождественное атману, выступает единой и цельной реальностью, в которой более не различаются субъект, объект и сам акт постижения. А. может рассматриваться и как определённая сфера существования, подчинённая действию кармы, но исчезающая после достижения освобождения (мокша). В религиозно-филос. системах А. трактуется как неумение отличить вечную и подлинную реальность от временного и неподлинного. В санкхье А. – причина страдания, пресекаемая благодаря «различающему знанию» (вивека-джняна). В йоге А. – одна из пяти «клеш» (загрязнений) сознания, которые мешают должному сосредоточению и освобождению. В учении буддизма (прежде всего в сарвастиваде) А. выступает одним из причинно обусловленных «звеньев» (нидана) сансарного (см. Сансара) цикла человеческого существования. Именно в А. коренится иллюзорное представление о постоянстве и реальности индивида; поэтому она считается первым элементом цепочки взаимозависимого возникновения (см. Пратитьясамутпада). Вместе с тем неведение совершенно лишено здесь к.-л. онтологич. или космологич. значимости и сводится к омрачённости сознания, которое рассеивается после «пробуждения» (бодхи).
Особенно значит. место отведено А. в филос. построениях адвайта-веданты, где она трактуется как вселенская сила ослепления. С одной стороны, А. укоренена в каждом индивидуальном сознании, она побуждает человека ложно отождествлять себя с телесными и психич. свойствами и тем самым искажает понимание истинной реальности (парамартхика); с др. стороны, А. – творческая сила (шакти) высшего Брахмана, которая не обладает самостоят. существованием, подобно пракрити санкхьи, но тем не менее служит иллюзорным субстратом, из которого лепится эмпирич. мир, и в этом аспекте тождественна майе. Сама А. не может быть определена ни как реальная, ни как нереальная, причина её возникновения и отношение к атману не поддаются описанию, «несказуемы» (анирвачания). Неоднозначное толкование А. и её основы у представителей адвайта-веданты послужило причиной критики концепции А. со стороны Рамануджи и др. ведантистов.