Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САНСА́РА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 369

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. К. Шохин, В. Г. Лысенко

САНСА́РА (санскр. sam̀sāra – про­хо­ж­де­ние, про­те­ка­ние), в инд. ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ской тра­ди­ции кру­го­во­рот ро­ж­де­ний (пе­ре­во­пло­ще­ний, ре­ин­кар­на­ций) в ми­ре, обу­слов­лен­ный за­ко­ном кар­мы. Сло­во «С.» ис­поль­зу­ет­ся в ши­ро­ком смыс­ле как си­но­ним фе­но­ме­наль­но­го су­ще­ст­во­ва­ния, в уз­ком – как обо­зна­че­ние «ок­ру­жаю­ще­го ми­ра» че­ло­ве­ка, сфе­ры его субъ­ек­тив­но­го опы­та. Тер­мин «С.» впер­вые встре­ча­ет­ся в «Кат­ха-упа­ни­ша­де» (по­сле 5 в. до н. э.). Пе­ре­во­пло­ще­нию под­вер­же­ны бо­ги, де­мо­ны, лю­ди, жи­вот­ные, рас­те­ния. Со­глас­но не­ко­то­рым тек­стам, да­же не­оду­шев­лён­ные объ­ек­ты (напр., кам­ни) мо­гут быть ре­зуль­та­том пло­хой кар­мы пе­ре­ро­ж­даю­щих­ся су­ществ. Бес­те­лес­ное на­ча­ло ин­ди­ви­да (ат­ман, джи­ва) по­сле рас­па­да од­ной те­лес­ной обо­лоч­ки со­еди­ня­ет­ся с дру­гой, при­об­ре­тая со­от­вет­ст­вую­щие ре­зуль­та­там пред­ше­ст­вую­ще­го су­ще­ст­во­ва­ния со­ци­аль­ный ста­тус, мен­таль­ные, пер­цеп­тив­ные и дея­тель­ные спо­соб­но­сти, эмо­цио­наль­ные со­стоя­ния, дли­тель­ность жиз­ни и т. п. С. уко­ре­не­на в не­зна­нии субъ­ек­том сво­ей ис­тин­ной при­ро­ды (ави­дья) и не­об­хо­ди­мо свя­за­на с вы­те­каю­щи­ми из это­го стра­стя­ми и стра­да­ния­ми. С. – еди­ная ие­рар­хич. ле­ст­ни­ца пе­ре­во­пло­ще­ний, по ко­то­рой ин­ди­ви­ды вос­хо­дят или нис­хо­дят в за­ви­си­мо­сти от ба­лан­са за­слу­ги или по­ро­ка, сло­жив­ше­го­ся в пре­ды­ду­щих во­пло­ще­ни­ях. С. без­на­чаль­на, по­это­му без­на­ча­лен и мир, в ко­то­ром про­ис­хо­дят пе­ре­во­пло­ще­ния, но для тех, кто уст­ра­нил не­зна­ние, С. ко­неч­на, т. к. они дос­ти­га­ют выс­шей це­ли су­ще­ст­во­ва­ния – «ос­во­бо­ж­де­ния» (мок­ша).

Уче­ние о С. раз­де­ля­ет­ся поч­ти все­ми на­прав­ле­ния­ми инд. ре­лиг.-фи­лос. мыс­ли (его от­ри­ца­ют, напр., ма­те­риа­ли­сты шко­лы чар­ва­ка, сидд­хи). Рас­хо­ж­де­ния в тол­ко­ва­нии свя­за­ны, пре­ж­де все­го, с трак­тов­кой субъ­ек­та сан­сар­но­го су­ще­ст­во­ва­ния. В джай­низ­ме, ньяе, вай­ше­ши­ке, ми­ман­се, ви­шиш­та-ад­вай­те С. – пе­ре­во­пло­ще­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­го ду­хов­но­го на­ча­ла. В буд­диз­ме С. – мир стра­стей, про­ти­во­пос­тав­ляе­мый нир­ва­не. В фи­лос. шко­лах буд­диз­ма, от­ри­цаю­щих не­из­мен­ное ду­хов­ное на­ча­ло (анат­ман), раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся идея про­ме­жу­точ­но­го су­ще­ст­во­ва­ния (ан­та­раб­ха­ва) ин­ди­ви­ду­аль­но­го по­то­ка мо­мен­тов пси­хо­фи­зич. опы­та ме­ж­ду преж­ним и но­вым ро­ж­де­ни­ем. В Тхе­ра­ва­де про­ме­жу­точ­ное со­стоя­ние от­ри­ца­ет­ся: по­след­ний мо­мент соз­на­ния (видж­ня­на) пре­ды­ду­ще­го су­ще­ст­во­ва­ния обу­слов­ли­ва­ет пер­вый мо­мент соз­на­ния но­во­го су­ще­ст­во­ва­ния, по­доб­но то­му как од­на све­ча за­жи­га­ет­ся от дру­гой. В Ма­хая­не по­яв­ля­ет­ся идея про­ме­жу­точ­но­го су­ще­ст­ва, на ос­но­ве ко­то­рой в тан­три­ст­ском буд­диз­ме раз­ви­ва­ет­ся тео­рия его по­смерт­ных стран­ст­вий (бар­до). В те­че­нии бхак­ти С.– при­чи­на яр­ких эмо­цио­наль­ных пе­ре­жи­ва­ний адеп­та (ощу­ще­ние соб­ст­вен­ной гре­хов­но­сти, труд­но­стей на пу­ти со­еди­не­ния с бо­гом).

Лит.: Abegg Е. Der Pretakalpa des Garu­da-Pu­rāna. 2. Aufl. B., 1956; Wayman A. The Vedic gandharva and rebirth theory. Pune, 1997; Юлен М. Ис­то­рия пе­ре­се­ле­ния душ в XXI в., или Бу­ду­щее од­ной ил­лю­зии // Срав­ни­тель­ная фи­ло­со­фия: Моральная философия в контексте многообразия культур. М., 2004.

Вернуться к началу