САНСА́РА
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САНСА́РА (санскр. sam̀sāra – прохождение, протекание), в инд. религиозно-философской традиции круговорот рождений (перевоплощений, реинкарнаций) в мире, обусловленный законом кармы. Слово «С.» используется в широком смысле как синоним феноменального существования, в узком – как обозначение «окружающего мира» человека, сферы его субъективного опыта. Термин «С.» впервые встречается в «Катха-упанишаде» (после 5 в. до н. э.). Перевоплощению подвержены боги, демоны, люди, животные, растения. Согласно некоторым текстам, даже неодушевлённые объекты (напр., камни) могут быть результатом плохой кармы перерождающихся существ. Бестелесное начало индивида (атман, джива) после распада одной телесной оболочки соединяется с другой, приобретая соответствующие результатам предшествующего существования социальный статус, ментальные, перцептивные и деятельные способности, эмоциональные состояния, длительность жизни и т. п. С. укоренена в незнании субъектом своей истинной природы (авидья) и необходимо связана с вытекающими из этого страстями и страданиями. С. – единая иерархич. лестница перевоплощений, по которой индивиды восходят или нисходят в зависимости от баланса заслуги или порока, сложившегося в предыдущих воплощениях. С. безначальна, поэтому безначален и мир, в котором происходят перевоплощения, но для тех, кто устранил незнание, С. конечна, т. к. они достигают высшей цели существования – «освобождения» (мокша).
Учение о С. разделяется почти всеми направлениями инд. религ.-филос. мысли (его отрицают, напр., материалисты школы чарвака, сиддхи). Расхождения в толковании связаны, прежде всего, с трактовкой субъекта сансарного существования. В джайнизме, ньяе, вайшешике, мимансе, вишишта-адвайте С. – перевоплощение индивидуального духовного начала. В буддизме С. – мир страстей, противопоставляемый нирване. В филос. школах буддизма, отрицающих неизменное духовное начало (анатман), разрабатывается идея промежуточного существования (антарабхава) индивидуального потока моментов психофизич. опыта между прежним и новым рождением. В Тхераваде промежуточное состояние отрицается: последний момент сознания (виджняна) предыдущего существования обусловливает первый момент сознания нового существования, подобно тому как одна свеча зажигается от другой. В Махаяне появляется идея промежуточного существа, на основе которой в тантристском буддизме развивается теория его посмертных странствий (бардо). В течении бхакти С.– причина ярких эмоциональных переживаний адепта (ощущение собственной греховности, трудностей на пути соединения с богом).