МО́КША
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МО́КША (санскр. moksha – освобождение), в инд. религиозно-философской традиции окончательное освобождение от сансары. М. как одна из 4 целей человеческой жизни (см. Пуруша-артха) превосходит остальные (артху – материальное благополучие; каму – чувственные удовольствия; дхарму – морально-религ. долг) и тем самым предполагает выход из-под власти кармы. Представление о М. сложилось в упанишадах, окончательно оформилось в филос. школах (даршанах).
Понимание М. в разл. даршанах было неодинаково. С точки зрения ньяя-вайшешики, М. представляет собой отказ от любых свойств или характеристик опыта; душа (Атман) при этом освобождается от всяких уз, связывающих её с телом (ощущений и переживаний). К М. можно прийти через постижение сущности категорий и следование этич. нормам, вместе с тем М. здесь отнюдь не означает полного разрушения индивидуального Я. Для пурва-мимансы М. – «высшее благо» (нихшреяса), обычно отождествляемое с достижением «неба» (сварга); обретение такого блага зависит от неуклонного следования предписаниям Вед (видхи), более того, движение к М. уже заранее определено внутр. энергией становления (бхавана), проявляющейся в императивных командах ведич. откровения. В учении санкхьи М. понимается как разделение сознания (см. Пуруша) и первоматерии (см. Пракрити); возвращение Пуруши в своё изначальное чистое (кайвалья) состояние, когда он перестаёт ложно отождествлять себя с образованиями Пракрити, в т. ч. с эмоционально-психич. особенностями личности.
Наиболее последовательно в духе учения упанишад М. трактует школа адвайта-веданта, рассматривая её как реализацию истинной сущности Атмана, т. е. внезапное постижение адептом абсолютного тождества Атмана и высшего Брахмана. Адвайта также считает принципиально важной для освобождения опору на Веды, в то же время смещая акцент с непреложных команд и ритуальных предписаний на т. н. великие речения (маха-вакья): «Ты есть То», «Этот Атман есть Брахман» и др.; эти речения помогают сменить угол зрения, подводя адепта к моменту, когда для него окажется возможным внезапный переворот и прорыв к истинной реальности. Вместе с тем, в отличие от буддийской нирваны, в адвайте М. понимается не только как избавление от всякого страдания, привязанности и т. д., но и как положительное состояние, равнозначное «блаженству» (ананда). В отличие от относительной реальности вселенной, освобождение реально абсолютно, и потому оно существует до и помимо всей иллюзорной игры творения (см. статьи Лила, Майя).
Несмотря на крайний радикализм санкхьи и особенно адвайта-веданты в их подходе к М., именно эти два учения разделяют идею о возможности т. н. освобождения при жизни (см. в ст. Дживанмукта). Прочие ортодоксальные школы полагали, что полное освобождение осуществимо лишь после смерти (концепция видеха-мукги – освобождение без тела).