Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЖИВАНМУ́КТА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 658

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Парибок

ДЖИВАНМУ́КТА [cанскр. jīvanmukta – ос­во­бо­див­ший­ся от сан­са­ры (дос­тиг­ший спа­се­ния) при жиз­ни; так­же jīvanmukti – дос­ти­же­ние ос­во­бо­ж­де­ния от сан­са­ры при жиз­ни], в ин­ду­из­ме свя­той, до фи­зи­че­ской смер­ти пол­но­стью ос­во­бо­див­ший­ся от же­ла­ний и сле­дов бы­лой кар­мы, пре­одо­лев­ший не­ве­де­ние (ави­дья) и соз­наю­щий своё един­ст­во с Аб­со­лю­том. Кон­цеп­ция Д. раз­ви­ва­лась в ад­вай­те (см. Ад­вай­та-ве­дан­та) и др. шко­лах ве­дан­ты, а так­же в разл. на­прав­ле­ни­ях тан­триз­ма.

Д. опи­сы­ва­ет­ся апо­фа­ти­че­ски-па­ра­док­саль­но: «ос­во­бо­ж­дён­ный» как бы пре­бы­ва­ет во сне без сно­ви­де­ний, бодр­ст­ву­ет во сне, не име­ет ума (ма­на­са), веч­но сча­ст­лив, не же­ла­ет ни­че­го, бес­при­стра­стен и рав­но ко всем добр, во­все не за­ин­те­ре­со­ван в се­бе и пр. С внеш­них по­зи­ций Д. не­от­ли­чим от обыч­но­го доб­ро­де­тель­но­го че­ло­ве­ка, но на де­ле – он впол­не вне ми­ра. Ньяя, вай­ше­ши­ка и ми­ман­са воз­мож­но­сти быть Д. не при­зна­ют; санкхья при­зна­ёт, не упот­реб­ляя, од­на­ко, са­мо­го тер­ми­на.

Вернуться к началу