Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАНТРИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 659-660

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Парибок, В. П. Андросов

ТАНТРИ́ЗМ (от санскр. tantra – сис­те­ма, тра­ди­ция, текст, прял­ка, ос­но­ва тка­ни За­ко­на), фор­ма су­ще­ст­во­ва­ния и тек­сто­во­го пред­став­ле­ния ин­ду­из­ма и буд­диз­ма. 1) Ин­дуи­ст­ский Т. в тра­диц. пред­став­ле­нии и клас­си­фи­ка­ции яв­ля­ет­ся фор­мой шак­тиз­ма, т. е. ва­ри­ан­та ре­ли­гии с при­зна­ни­ем жен­ско­го на­ча­ла вер­хов­ным бо­же­ст­вом, «по­тен­ци­ей» (шак­ти) ми­ра и всех бо­гов, ис­точ­ни­ком вся­кой энер­гии. В ин­до­ло­гии Т. ино­гда по­ни­мает­ся рас­ши­ри­тель­но: к не­му от­но­сят и фор­мы ши­ва­из­ма, пред­став­лен­ные в ага­мах, по­доб­ных во мно­гом шак­ти­ст­ским тан­трам. Т.– за­ко­но­мер­ный итог ис­то­рич. раз­ви­тия той час­ти Вед, ко­то­рая трак­ту­ет об­ря­ды, культ и ос­во­бо­ж­де­ние с их по­мо­щью. Весь­ма мно­го­чис­лен­ные тан­тры, не­ко­то­рые дос­та­точ­но древ­ние (вос­хо­дят к пер­вым ве­кам н. э.), стро­ят­ся в ви­де диа­ло­га бо­жеств, напр. че­ты Ши­вы и Пар­ва­ти (Умы). Ес­ли во­про­ша­ет бо­ги­ня и на­став­ля­ет суп­руг, тан­тра на­зы­ва­ет­ся «ага­ма», ес­ли на­обо­рот – «нига­ма». Тек­сты Т. по со­дер­жа­нию край­не раз­но­род­ны и при­зва­ны дать ис­чер­пы­ваю­щее из­ло­же­ние ре­лиг. и ду­хов­ной прак­ти­ки как ри­ту­аль­но, так и йо­ги­че­ски, а так­же пред­ста­вить не­об­хо­ди­мые све­де­ния о кос­мо­гра­фии, тео­ло­гии, уст­рой­ст­ве об­ще­ст­ва, ме­ди­ци­не и пр. Та­ким об­ра­зом, Т. яв­ля­ет­ся «ду­хов­но-тех­но­ло­ги­че­ским» за­вер­ше­ни­ем прак­ти­ки ин­дуиз­ма. Фи­лос. взгля­ды в Т. эк­лек­тич­ны, пре­об­ла­да­ют пред­став­ле­ния ве­дан­ты и санкхья-йо­ги, но в це­лом стро­гое раз­ли­че­ние дар­шан для Т. ма­ло­важ­но. Ли­те­ра­ту­ра по Т. да­ёт клас­си­фи­ка­цию ин­ди­ви­дуу­мов (впол­не спо­со­бен к прак­ти­ке тан­тры лишь че­ло­век выс­ше­го ти­па), пра­ви­ла взаи­мо­от­но­ше­ний гу­ру и уче­ни­ка, опи­са­ние ини­циа­ции (дик­ша) и разл. по­свя­ще­ний (аб­хи­ше­ка), пра­ви­ла упот­реб­ле­ния мантр, диа­грамм для со­зер­ца­ния, сим­во­лич. жес­тов (мудр), со­вер­ше­ния внеш­них ри­туа­лов и под­но­ше­ний бо­же­ст­вам, обя­за­тель­ных об­ря­дов (сан­скар) и др. Ха­рак­тер­но де­таль­ное ото­жде­ст­в­ле­ние эле­мен­тов мик­ро­кос­мо­са и мак­ро­кос­мо­са, т. е. ус­мот­ре­ние все­го ми­ро­зда­ния в са­мом те­ле прак­ти­кую­ще­го тан­три­ста. Опи­сы­ва­ют­ся ча­кры с при­пи­сы­ва­ни­ем ка­ж­дой из них на­бо­ра фо­нем; ка­на­лы (на­ди), со­еди­няю­щие ча­кры и так­же про­ни­зы­ваю­щие всё те­ло. Да­ют­ся на­став­ле­ния по по­этап­но­му со­зер­ца­нию, т. е. схе­ма­ти­зи­ро­ван про­цесс сад­ха­ны с из­ло­же­ни­ем не­об­хо­ди­мых асан, пра­на­ям и др. тех­ник йо­ги. Важ­ное ме­сто в Т. за­ни­ма­ет обо­же­ст­в­ле­ние жен­щи­ны, по­это­му счи­та­ет­ся, что же­но­не­на­ви­ст­ни­ки к тан­тре не­спо­соб­ны. Для осо­бо зре­лых ду­хом Т. пред­ла­га­ет ри­ту­аль­ное сня­тие обыч­ных со­ци­аль­ных и ре­лиг. за­пре­тов во имя дос­ти­же­ния выс­ших це­лей, вклю­чаю­щее в се­бя доз­во­ле­ние пить спирт­ное, есть мя­со, иметь вне­брач­ные по­ло­вые свя­зи (не для дос­ти­же­ния сек­су­аль­но­го удо­воль­ст­вия, но для энер­ге­тич. прак­ти­ки). По­след­ние ас­пек­ты обыч­но вы­зы­ва­ют осо­бый ин­те­рес у ев­ро­пей­цев, хо­тя уро­вень под­го­тов­лен­но­сти для по­лу­че­ния раз­ре­ше­ния на та­кую прак­ти­ку, как пра­ви­ло, им не­дос­ту­пен. Т. от­сут­ст­ву­ет в виш­нуи­ст­ской фор­ме ин­ду­из­ма, склон­ной к бла­го­го­вей­но­му по­чи­та­нию бо­же­ст­ва.

2) В буд­диз­ме тер­мин «Т.» под­ра­зу­ме­ва­ет вад­жрая­ну (буд­дий­ский тан­тризм), ко­то­рую на­зы­ва­ют так­же ман­трая­ной (Ко­лес­ни­ца мантр). Ман­тра – важ­ней­шее сред­ст­во тан­три­че­ских ри­туа­лов, она пред­став­ля­ет со­бой мно­го­функ­цио­наль­ное свя­щен­ное вы­ска­зы­ва­ние, ис­поль­зуе­мое и для то­го, что­бы при­зы­вать будд, бод­хи­саттв и др. пер­со­на­жей в про­цес­се ме­ди­та­ции, и для про­бу­ж­де­ния в се­бе их ка­че­ст­ва. (См. так­же в стать­ях Пад­ма­саб­ха­ва, Ти­ло­па.) «Т.» яв­ля­ет­ся так­же тер­ми­ном зап. нау­ки, ис­поль­зуе­мым в ка­че­ст­ве об­ще­го обо­зна­че­ния для всех ре­лиг. на­прав­ле­ний и куль­тов, опи­раю­щих­ся на тан­тру или ми­фич. пред­став­ле­ния о ней.

Вернуться к началу