ТАНТРИ́ЗМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТАНТРИ́ЗМ (от санскр. tantra – система, традиция, текст, прялка, основа ткани Закона), форма существования и текстового представления индуизма и буддизма. 1) Индуистский Т. в традиц. представлении и классификации является формой шактизма, т. е. варианта религии с признанием женского начала верховным божеством, «потенцией» (шакти) мира и всех богов, источником всякой энергии. В индологии Т. иногда понимается расширительно: к нему относят и формы шиваизма, представленные в агамах, подобных во многом шактистским тантрам. Т.– закономерный итог историч. развития той части Вед, которая трактует обряды, культ и освобождение с их помощью. Весьма многочисленные тантры, некоторые достаточно древние (восходят к первым векам н. э.), строятся в виде диалога божеств, напр. четы Шивы и Парвати (Умы). Если вопрошает богиня и наставляет супруг, тантра называется «агама», если наоборот – «нигама». Тексты Т. по содержанию крайне разнородны и призваны дать исчерпывающее изложение религ. и духовной практики как ритуально, так и йогически, а также представить необходимые сведения о космографии, теологии, устройстве общества, медицине и пр. Таким образом, Т. является «духовно-технологическим» завершением практики индуизма. Филос. взгляды в Т. эклектичны, преобладают представления веданты и санкхья-йоги, но в целом строгое различение даршан для Т. маловажно. Литература по Т. даёт классификацию индивидуумов (вполне способен к практике тантры лишь человек высшего типа), правила взаимоотношений гуру и ученика, описание инициации (дикша) и разл. посвящений (абхишека), правила употребления мантр, диаграмм для созерцания, символич. жестов (мудр), совершения внешних ритуалов и подношений божествам, обязательных обрядов (санскар) и др. Характерно детальное отождествление элементов микрокосмоса и макрокосмоса, т. е. усмотрение всего мироздания в самом теле практикующего тантриста. Описываются чакры с приписыванием каждой из них набора фонем; каналы (нади), соединяющие чакры и также пронизывающие всё тело. Даются наставления по поэтапному созерцанию, т. е. схематизирован процесс садханы с изложением необходимых асан, пранаям и др. техник йоги. Важное место в Т. занимает обожествление женщины, поэтому считается, что женоненавистники к тантре неспособны. Для особо зрелых духом Т. предлагает ритуальное снятие обычных социальных и религ. запретов во имя достижения высших целей, включающее в себя дозволение пить спиртное, есть мясо, иметь внебрачные половые связи (не для достижения сексуального удовольствия, но для энергетич. практики). Последние аспекты обычно вызывают особый интерес у европейцев, хотя уровень подготовленности для получения разрешения на такую практику, как правило, им недоступен. Т. отсутствует в вишнуистской форме индуизма, склонной к благоговейному почитанию божества.
2) В буддизме термин «Т.» подразумевает ваджраяну (буддийский тантризм), которую называют также мантраяной (Колесница мантр). Мантра – важнейшее средство тантрических ритуалов, она представляет собой многофункциональное священное высказывание, используемое и для того, чтобы призывать будд, бодхисаттв и др. персонажей в процессе медитации, и для пробуждения в себе их качества. (См. также в статьях Падмасабхава, Тилопа.) «Т.» является также термином зап. науки, используемым в качестве общего обозначения для всех религ. направлений и культов, опирающихся на тантру или мифич. представления о ней.