ВЕДА́НТА
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕДА́НТА (санскр.; букв. – «конец Вед», т. е. их итог и завершение; по др. трактовке – учение, опирающееся на Упанишады – заключит. часть Вед), наиболее влиятельное направление инд. религиозно-филос. мысли, одна из шести ортодоксальных систем (даршан). Сложилась примерно к 7–8 вв. Обычно объединяется в одну группу с мимансой, отсюда её др. название – уттара-миманса, или поздняя миманса, в отличие от пурва-мимансы (первой мимансы), также провозгласившей свою непосредств. связь со священными текстами. В отличие от мимансы, В. учит не осмыслению ритуальных правил, а определённой целостной интерпретации откровения (Шрути). Три канонических источника, или основания (прастхана-трайя), В. – Упанишады (шрути-прастхана, т. е. основание откровения), «Бхагавадгита» (смрити-прастхана – основание предания, или вторичного текста, опирающегося на Веды) и «Брахма-сутры» Бадараяны (т. н. основание рассуждения, или ньяя-прастхана). Оформившаяся позднее других даршан, В. включила в себя некоторые идеи др. ортодоксальных систем (особенно мимансы и санкхьи), а также ряд положений и диалектич. приёмов буддизма (в осн. через Бхартрихари, Бхартрипрапанчу и Гаудападу). Вместе с тем именно учение буддистов (прежде всего мадхьямиков) было для самой В. гл. идейной оппозицией: свободомыслие «еретиков», усомнившихся в авторитетности священных текстов, поставило ведантистов – защитников ортодоксальной филос. традиции – перед необходимостью строить последовательные и систематизированные учения, которые объясняли бы расхождения в речениях Шрути.
Особое отношение В. к гл. части канона – Упанишадам – выразилось в выработанных ею способах усвоения этих текстов. Первый способ – шравана (слушание), толкование всех речений Упанишад как нацеленных на Брахмана; шравана достижима посредством процедуры шести «испытаний», способствующих уточнению смысла текстов. Второй способ – манана (размышление), т. е. применение логич. аргументации для устранения кажущихся противоречий между высказываниями. Наконец, третий способ – нидидхьясана (глубокая медитация), позволяющая сосредоточить сознание адепта на Брахмане. Основным ориентиром при достижении такой «гармонизации» (саманвая) текстов Шрути служили т. н. великие речения («махавакья»), или наиболее почитаемые афоризмы Упанишад (знаменитые «ты еси То», «этот Атман есть Брахман» и др.). Опираясь прежде всего на определение Брахмана как «сат – чит – ананда», т. е. «реальность – сознание – блаженство», а также на провозглашённый в Упанишадах принцип единства Атмана и Брахмана, ведантисты ставили вопросы об источнике и онтологич. статусе мира, о природе высшего Брахмана и персонифицированного Бога-творца Ишвары, о сущности человеческой души (джива), об источниках достоверного познания и принципиальной познаваемости Бога и мира, а также о способах достижения освобождения (мокша). Они стремились непротиворечиво представить соотношение между единым Брахманом и множественностью феноменального мира, объяснить переход от речений Шрути о тождестве (абхеда) к речениям о различии (бхеда).
Филос. направления в рамках В. варьируют от монизма адвайта-веданты – через систему вишишта-адвайты, в которой мир и души считаются частями или атрибутами вечного Брахмана, а также через разл. варианты бхеда-абхеды (различия и отождествления), до теистич. дуализма двайты, где Брахман противопоставлен природе и живым существам. В адвайте Шанкары, напр., абсолютная реальность признаётся лишь за Брахманом, а многообразие природного мира и множественность душ объясняются иллюзорным наложением на Брахмана разл. определений. Согласно вишишта-адвайте Рамануджи, Бог связан с реальным миром и душами неразрывным отношением, составляя вместе с ними реальность более высокого порядка, чем реальность эмпирической Вселенной. Наконец, в двайте Мадхвы Ишвара, души и неодушевлённый мир одинаково реальны, однако последние две сущности всецело зависят от Бога и определяются им. В целом историч. развитие В. шло от акцента на тождество Брахмана и мира к признанию всё большей реальности различия. В., преим. в своих теистич. вариантах, составила теоретич. основу индуизма. Если адвайта скорее тяготела к шиваизму (что объясняется не столько осн. положениями школы, сколько личными пристрастиями её основателя Шанкары), то все остальные учения В. оказались включёнными в вишнуизм. В области этики и сотериологии В. эволюционировала от утверждения абсолютной ценности «пути знания» (джняна-марга) к признанию всё большего значения «пути действия» (карма-марга), понимаемого как ритуальное почитание Бога и соблюдение обрядов, и «пути любви» (бхакти, букв. – сопричастности [Богу]), когда любовь непосредственно обращена к персонифицированному Ишваре – обычно Вишну или Кришне. В рамках В. одновременно с последоват. появлением всё новых школ каждая из прежних продолжала развиваться независимо, основываясь на собственной учительской традиции. В 19 в. была сделана попытка возродить В. как единое учение (неоведантизм, интегральная веданта), которое смогло бы послужить опорой для подъёма нац. самосознания в Индии.