УПАНИША́ДЫ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УПАНИША́ДЫ (санскр. upaniṣad, букв. – сидение около, т. е. возле учителя с целью познания истины, отсюда позднее – сокровенное знание, тайное учение), др.-инд. произведения религ.-филос. характера, примыкающие к Ведам как объяснение их тайного внутр. смысла; гл. источник религ.-филос. системы веданта. Корпус У. составляют 108 текстов, древнейшие из них восходят, видимо, к добуддийской эпохе, позднейшие – к 14–15 вв. н. э.; появление текстов в жанре У. продолжалось вплоть до 20 в. Наиболее ранний слой У. образуют «Брихадараньяка» и «Чхандогья» (ок. 7–6 вв. до н. э.), затем следуют «Тайттирия», «Айтарея», «Каушитаки» и «Кена» – древнейшая из метрических У. (ок. 6–5 вв. до н. э.). Несколько позднее были составлены «Катха», «Иша», «Шветашватара», «Мундака», «Маханаряна», которым тоже придана метрич. форма. Следующую группу образуют «Прашна», «Майтри», «Мандукья». У., как правило, анонимны, однако изложенные в них учения приписываются конкретным авторам – мудрецам Яджнявалкье, Уддалаке Аруни, Шветакету, Айтарее, Балаки и др. (среди них есть две женщины – Майтрейи и Гарги).
Развивая темы и понятия Вед (космологич. тематика, идея единства всего сущего, концепция Пуруши, отчасти Атмана и Брахмана и т. п.), У. вводят их в рамки более последовательной монистич. системы и, в отличие от Вед, переносят центр тяжести с внешней на внутр. сторону явлений. Место ритуала и обрядности занимает в У. внутр. ритуал, связанный с «путём знания» (в противоположность «пути действия»), повышенным интересом к человеку, к нравств. аспекту жизни, к проблеме освобождения от мира объектов и страстей, достигаемого растворением индивидуальной души в мировой, познанием тождества с высшей реальностью – Брахманом. Именно в эпоху У. формируются первые филос. проблемы; У. изобилуют вопросами типа: «Откуда мы произошли, где мы живём и куда мы движемся... по чьему повелению существуем мы здесь то в страданиях, то в удовольствиях? Будет ли этому причиной время или природа, или необходимость, или случайность, или элементы, или тот, кто называется пуруша, человек, представляющий собой верховный дух?» («Шветашватара Упанишада»). В центре У. – учение о природе мировой души, о единстве Брахмана и Атмана, о выборе пути к освобождению (мокша); всё конечное, согласно У., имеет ценность лишь как отражение вечного. В У. уже намечается акцент на самопознании как высшей форме познания, ибо познание Атмана (Я) есть путь к познанию Брахмана.
У. оказали исключит. влияние на развитие инд. мысли, явившись – помимо веданты – источником идей для самых разных религ. и филос. направлений. Велико влияние У. на учение «Бхагавадгиты»; мн. черты объединяют с У. санкхью, йогу, вайшешику. Буддизм разделяет с У. учение о карме и сансаре. Идеи У. впервые систематизированы Бадараяной в «Брахма-сутре»; особое развитие они получили в веданте, прежде всего у Гаудапады, Шанкары и Рамануджи. Влияние У. сказалось во взглядах Раммохан Роя, М. К. Ганди и др. Идеи У. оставили значит. след и в европ. философии начиная с А. Шопенгауэра.
У. переведены с санскрита в 1657 (на перс. яз.), с этого издания в нач. 19 в. был сделан лат. перевод, положивший начало переводам У. на европ. языки и науч. исследованию текстов.